Принципы ямы и ниямы: между стремлением к совершенству и принятием себя

Печать

Какую роль играют принципы ямы и ниямы для современного практика йоги?

Некоторые не обращают особого внимания на эту концепцию, предпочитая конкретные физические упражнения неясным этическим предписаниям. Другие твердят, что без «первой ступени йоги» дальнейшая практика не имеет смысла и даже вредна. Разобраться YogaSecrets.ru помогал один из опытнейших мастеров йоги России - Константин Харьковский.

Насколько важно для йогов соблюдение предписаний ямы и ниямы?

Когда люди, начав заниматься йогой, встречаются с принципами ямы и ниямы, они нередко воспринимают их как жесткие доктрины, сродни религиозным заповедям. Важно понимать, что в йоге, и в хатха-йоге в частности, яма и нияма не являются принудительными предписаниями, религиозными доктринами.

Неверное, понимание этой темы рождает в практикующих некоторую напряженность. Сравнивая свое поведение с этими принципами, человек осознает огромное несоответствие идеалов и реальности: сколько он ни старается быть совершенным, негативные качества неизбежно проявляются. Возникает разрыв, и даже некоторый невроз. Этот невроз очень просто разрешается в религии:  человек ощущает чувство вины и приходит к покаянию. Покаяние, исповедь является религиозной практикой. Но йогические предписания ямы и ниямы имеют другой характер. Это не этап развития, не поле битвы и не условия существования йогина и его садханы. Это поле для практики, объекты для медитации и концентрации.

Для практика важно запомнить эти правила и соотносить с ними свое поведение. То есть когда вы замечаете что отклонились от ямы и ниямы, когда что-то не получается, вы спокойно это анализируете, смотрите на себя со стороны, замечая то как работает ум, как проявляются санскары. Здесь не должно быть категоричности: либо я соблюдаю все, либо я не соблюдаю ничего. Это поле для самопознания, размышления, концентрации ума. Каждая яма и нияма связана со всеми остальными элементами практики.

Может ли концентрация на принципах ямы и ниямы по-настоящему изменить человека?

Принципы ямы и ниямы тесно переплетены с концепцией санскар (следов, отпечатков впечатлений в нашем уме, которые рождают карму). И эти предписания позволяют практикующему последовательно осознавать свои санскары (шаблоны восприятия и поведения), перестраивая работу ума. Такая практика позволяет мягко изменять всю систему мышления, удаляя негативные тенденции и взращивая позитивные – санскары добродетели, здоровья, правильного образа жизни. Это похоже на посев хороших семян и удаление сорняков. Сорняки мы выпалываем, а благие деяния взращиваем. Но сорняки все равно растут, так устроен человек. Испытывать чувство вины по этому поводу считается в йоге неконструктивным. Предпочтительнее постепенное изменение, шаг за шагом, капля за каплей.

Как именно лучше работать с ямой и ниямой? Есть ли какие-то техники?

Способ практики с предписаниями ямы и ниямы зависит от человека и свойств его ума. Говоря терминами аюрведы, если у практикующего конституция капха, его ум работает размеренно, то для таких людей подойдет продолжительная концентрация на одном принципе. Можно одну неделю размышлять об одной яме или нияме, отслеживая свои мысли и поведение, затем переходить к другой. Для людей вата-типа это может оказаться сложным, от однообразия они рискуют потерять интерес к практике. А поддерживать интерес очень важно. Таким людям можно удерживать в сознании все принципы (или несколько), можно записать их, повесив на холодильник, шкаф, чтобы снова и снова предлагать уму поработать с ними, чтобы они присутствовали в ежедневной жизни.

Кажется, что некоторые принципы противоречат друг другу. Например, вы говорите о развитии человека, а принцип сантоши - это удовлетворенность тем, что есть. Можно ли быть удовлетворенным и при этом стремиться к развитию?

Каждая отдельная яма и нияма очень связана с остальными. Сантоша это лишь один кусочек в цельной картине, она не может существовать отдельно от остальных, таких как тапас, шауча и так далее. Все принципы уравновешивают друг друга, настраивая наш фокус на правильное гармоничное состояние.

Сантоша это отправная часть практики. Чтобы начать практику йоги, необходимо осознать и принять свою начальную точку, центр координации, увидеть, где ты находишься сейчас, состояние тела, состояние ума, не пытаясь отрицать или скрывать это. Ваша начальная точка – это то, от чего вы должны отталкиваться, краеугольный камень вашей сегодняшней практики, начало системы координат. Это важно не только для новичков. С течением недель, месяцев и лет практики необходимо продолжать видеть свое теперешнее состояние, свою отправную точку сегодня, принимать то, чем ты являешься в настоящий момент.

Сантоша возвращает практика в «здесь и сейчас». Огромное количество религиозных и духовных концепций подчеркивает важность осознания настоящего момента и сантоша помогает в этом.

Иногда для того чтобы честно взглянуть на себя и принять увиденное нужна смелость. Намного проще стараться видеть в себе только хорошее.

У большинства из нас есть очень иллюзорные представления о самом себе. Многие, особенно люди связанные с духовными практиками привыкли воспринимать себя, как людей очень возвышенных, светлых. А в процессе практики йоги и просто в разных жизненных ситуациях наше бессознательное раскрывает перед нами новые стороны нас самих. В уме каждого человека есть множество тенденций, желаний, устремлений, скрытых от сознания. Сантоша, принятие себя в каждый момент и терпимый созерцательный взгляд на происходящее внутри, позволяет интегрировать психику, открыв возможности для эволюции сознания. Некоторые видят в негативных тенденциях ума, врага, которого нужно победить. Такой взгляд только запутывает человека, порождает состояние войны, нередко выплескивая это состояние наружу в виде претензий к окружающим. То, что можно называть «врагом» не нужно побеждать, с этим стоит договариваться, принимать, делая сознательный выбор каждую секунду.

Само разделение на Йога-сутрах  говорится, что «деяния йогина не белые и не черные». В процессе практики мы уходим от оценочного мышления, воспринимая вещи такими, какие они есть.

Успехов в практике!

На вопросы YogaSecrets.ru отвечал Константин Харьковский

Руководитель и основатель Петербургской школы йоги (с 1997 года). Занимается йогой с 1979 года. Преподает в группах и индивидуально с 1999 года. Дипломированный и сертифицированный специалист по преподаванию йоги и аюрведы. Соавтор (совместно с Вадимом Поповым) современного метода освоения йоги "YogaFlow System", а также автор и разработчик учебно-методических программ "Основы пранаямы", "Константы йоги", ритритной программы "Йога 24 часа в сутки".

Основатель, методист и ведущий преподаватель Учебного центра «Школа инструкторов йоги».

Официальный представитель Института ведических исследований Дэвида Фроули в России. Имеет опыт практики боевых искусств: айкидо, яйдо. Квалифицирован Тэкимури-сенсэем на 1-й дан айкидо в стиле Нишио-сенсэя в Швеции, Упсала, 2001 год.

С 1999 по 2017 год провел около 250 учебно-методических семинаров и курсов в различных городах и странах. С 2004 по 2017год подготовил более 300 инструкторов йоги. Один из основателей направления "Йога-туризм" в России. Разработал маршруты и провел более 50 йога-туров в России, Украине, Казахстане, Киргизии, Индии, Непале, Испании, Италии, Египте, Марокко, Танзании.