Бандхи для сохранения пранической энергии в теле

Печать

Основной целью физических усилий в йоге служит создание особого объема и потока жизненной энергии внутри тела. При этом происходит как увеличение количества этой энергии, так и улучшение ее качества. Эти потоки направляются по естественным для них путям (Нади), раскрывая целительные способности тела.

Энергия, поступающая извне в тело человека, называется праной. Энергия, которая течет из тела наружу, называется  апана. Когда обе эти энергии присутствуют в достаточном количестве и в равной пропорции, возникает состояние нейтральности и покоя, результатом которого служит новый поток жизненной силы.

Когда выполнение пранаямы возбуждает течение праны в теле йога, ему необходимо применять мышечные замки (бандхи), чтобы помешать утечке энергии, и чтобы доставлять ее в нужное место, не причиняя вреда другим органам. Бандха переводится как связь, соединение, сковывание, захват. Бандхи закрепляют результат усилий, прилагаемых йогином, и позволяют установиться новому равновесию. Эти телесные замки оказывают огромное воздействие на всю систему тела и ума. Это одна из базовых техник, приводящая к накоплению результатов усилий практикующего йогу. Существуют три основных мышечных замка: Джаландхара бандха, Уддияна бандха и Мула бандха. Когда все три замка прилагаются одновременно, получается Маха бандха - великий замок.

Первая бандха, которую йогу следует освоить, - это Джаландхара (от слова «джала» - сеть, сетка, паутина, решетка). В Джаландхаре шея и горло сокращены, а подбородок опущен на грудь в ямку между ключицами наверху грудины. Йог осваивает эту бандху, упражняясь в Сарвангасане и других асанах ее цикла, так как при их выполнении тоже образуется подбородочный замок. Джаландхара бандха регулирует поступление крови и праны к сердцу, к железам, расположенным в области шеи и головы, и к мозгу. Если пранаяма выполняется без Джаландхара бандхи, ощущается давление в области сердца, за глазными яблоками и в полостях ушей, начинается головокружение. Джаландхара Бандха играет существенную роль в трех процессах пранаямы, а именно: пураке (вдохе), речаке (выдохе) и кумбхаке (задержке дыхания).

Вторая бандха, которую следует освоить – это Уддияна («уддияна» значит взлет). В процессе Уддияна бандхи диафрагма поднимается высоко в грудную клетку, а органы брюшной полости втягиваются назад к позвоночнику. Процесс Уддияна бандхи заставляет прану устремляться вверх по Сушумна нади - главному каналу нервной энергии, который расположен внутри позвоночного столба. Выполнять Уддияну можно только во время бахья кумбхаки, следующей за речакой, т.е. в промежутке между полным выдохом и свежим вдохом, когда дыхание приостановлено. Она упражняет диафрагму и органы брюшной полости. Впадина, образуемая при подъеме диафрагмы, способствует легкому массажу мышц сердца и тонизирует его. Ни в коем случае не следует делать Уддияна бандху во время антара кумбхаки, т.е. в промежутке между полным вдохом и началом выдоха, когда дыхание задержано, так как это создает напряжение в сердце и диафрагме и утруждает глаза.

Мула бандха («мула»  означает корень, источник, основа) - это область между анусом и половыми органами. Сокращение этой области вынуждает апану (нисходящую энергию нижней части брюшной полости) течь вверх для соединения с  праной, вместилище которой находится в области груди.  Мула бандху сначала следует делать во время антара кумбхаки (задержки дыхания после вдоха). Нижняя часть брюшной полости от пупка до ануса прижимается к позвоночнику и подтягивается вверх к диафрагме.  Освоить Мула бандху помогает опыт сокращения анального сфинктера (Ашвини Мудра). Ее можно разучивать во время выполнения различных асан, особенно Тадасаны, Ширшасаны, Сарвангасаны, Урдхва Дханурасаны, Уштрасаны и Пашчимоттанасаны. Практикуя Мула бандху, йог стремится достигнуть истинного источника (мула) всего мироздания. Его целью является полное обуздание (бандха) читты, которая включает ум (манас), интеллект (буддхи) и эго (ахамкару).

Осваивать Уддияна бандху и Мула бандху самостоятельно, без личного наблюдения опытного Гуру очень опасно. Неправильное выполнение Уддияна бандхи вызовет непроизвольное истечение семени и утрату жизненной энергии, а неправильное выполнение Мула бандхи серьезно ослабит занимающегося и лишит его силы.

Выполнение трех основных  бандх замыкает шестнадцать адхар. «Адхара» значит опора, жизненно важная часть. Эти шестнадцать жизненно важных частей тела таковы: большие пальцы рук, лодыжки, колени, бедра, крайняя плоть, детородные органы, пупок, сердце, шея, горло, небо, нос, пространство между бровями, лоб, голова и брахмарандхра (отверстие в темени, через которое улетает душа, оставляя тело).


По материалам книги Б.К.С. Айенгара. Йога Дипика. Прояснение йоги.