Пранаямы продвинутого уровня: чтоб сиддхи сделать былью

Печать

«Пранаямы должны выполняться ежедневно в саттвическом состоянии ума, так чтобы нечистоты были удалены из Сушумна-нади, и произошло очищение».

Сватмарама, Хатха-йога Прадипика.

Можно было бы сразу начать наш разговор с описания наиболее мощных, интенсивных дыхательных практик. Но, пожалуй, стоит сказать вот что: ни в одном трактате по йоге не подчеркивается важность ни одной сложной асаны или пранаямы, не дается указаний на стремление к повышению количественных показателей практики любой ценой. Наоборот, как в этом пассаже из бессмертной «Прадипики», раз за разом мудрые йогины прошлого напоминают нам – идущим им вослед в Невыразимое – «качество важнее количества», Саттва дороже Раджаса, самые сложные, самые мощные позы йоги – самые «простые» (Падмасана, Сиддхасана, Пасчимоттанасана, Вирасана и Шавасана).

Наули считается королем Шаткарм, а Бхастрика-пранаяма на пару с Нади Шодханой делят пальму первенства в сфере дыхательных техник (по воздействию на организм и прану). Однако, безусловно, такие утонченные пранаямы, как Уджайи и Брамари, напрямую ведущие к достижению Пратьяхары (а за ней и Дхьяны) – нельзя недооценивать. Другое дело что, делая такие техники, мы уже входим в сферу Раджа-йоги, медитации. О Бхастрике мы уже писали в связи с Шаткармами, о Наули вы тоже можете почитать на нашем сайте. Поэтому давайте детально разберем продвинутые варианты Нади Шодханы.

Очень важным условием выполнения продвинутых техник пранаямы – я бы даже сказал, критически важным – является Саттвическое состояние ума. Ум должен быть побежден, успокоен, и не скакать с мысли на мысль как «бешеная обезьяна», о которой упоминали многие мастера. Если ум погружен в Тамас (инертность), Нади (пранические потоки) закрыты, энергия не протекает, нечистоты накапливаются. Когда доминирует Раджас, преобладает солнечная энергия, тело сильно разогревается, потеет, эмоции зашкаливают, кажется – вот-вот произойдет чудо или поднимется Кундалини. Но протекание энергии по Сушумне сопровождается полным спокойствием и блаженством – это состояние Саттвы. Достижение этого состояния возможно либо размышлением (Джняна-йога), что под силу лишь единицам среди современных йогов, либо подготовкой тела для долгого комфортного сидения (асаны), и успокоением дыхания (пранаямы, особенно Нади Шодхана, и в меньшей степени Уджайи). Когда одинаково открыты обе ноздри и праны уравновешены, энергия автоматически входит в Сушумну, происходит медитация. Именно в этом истинный смысл практики пранаям, а не в наборе 150 циклов мощной Бхастрики до потери сознания или зубодробительных, предельных задержках (хотя они тоже могут вывести в медитацию, своим нелегким путем)!

Всем, кто хочет изучить пранаяму на продвинутом уровне, хорошо познакомиться с наукой Свара-йоги – тантрической наукой о мозговом дыхании или медитацией на дыхании. Это даст действительную глубину дыхательным практикам. Некоторые спонтанно, просто за счет непреклонных ежедневных усилий, выходят на уровень Прана-видьи (непосредственного видения энергий в своем теле, что очень помогает в освоении пранаям). Однако обычно необходима и практика, и теория.

Первое, чему стоит научиться для достижения успеха в пранаямах – это определять ведущую (активную) ноздрю: т.к. когда течет правая или левая ноздри, практика пранаямы нежелательна. Иногда можно и менять течение ноздрей, устанавливая среднее течение (в обе ноздри), которое крайне желательно для хорошей практики пранаям продвинутого уровня и также для медитации. Стоит тут упомянуть, что такая тонкая отстройка будет затруднена, если сам образ жизни беспорядочен и не саттвичен, нечист. Употребление любых количеств наркотиков, алкоголя, мяса – а также Раджастический, корыстный подход к йоге, который вытекает из этих нечистот –  несовместимы с предельными практиками пранаямы, это опасно для психики и для здоровья. Кроме того, те, кто хотел бы в скорейшее время получить опыты мощных состояний в пранаяме, должны научиться сохранять сексуальную энергию: либо банальным воздержанием и практикой перевернутых асан (Випарита-карани мудра, Сиршасана, Халасана и др.), либо тантрическими (или даосскими) методами. Такие указания приводят многие классические тексты по йоге.

Итак, техники Нади-Шодханы для опытных.

Нади Шодхана имеет множество условно выделяемых уровней (ступеней) освоения. Каждая ступень обычно занимает месяц-два при ежедневно практике и гораздо больше – при нерегулярной. В практике мы продвигаемся (если нет Гуру, который подсказывает и контролирует) по ощущениям и в том и в другом случае. Мы помним, что пропорции и счет даны нам не для, того что бы разорвать легкие как "баян на свадьбе", а просто для ориентира!

  1. В Практике попеременного очистительного дыхания надо добиться сначала комфортной длины вдоха и выдоха на 21 счет (примерно, для современного человека, 20 секунд). Поза для практики – Падмасана (поза лотоса) или Сиддхасана (совершенная поза) – какая удобнее для удержания 15-20 минут (примерная продолжительность полноценной практики Нади Шодхана пранаямы – 60 циклов дыхания).
  2. Базовое дыхание - с пропорцией 1:1 (без задержек), начиная с пяти счетов. Считаем в уме: «Ом-1, Ом-2, Ом-3, Ом-4, Ом-5…» (или вместо «Ом» по желанию подставляем имя своего Гуру или Ишта-деваты)  до достижения комфортной длины вдохов и выдохов на 24:24. Когда это становится легко доступно, переходим на пропорцию 1:2 (выдох в два раза длиннее вдоха), практикуем до достижения счета 12:24 в комфорте.
  3. Когда это доступно, включаем задержку на вдохе (Антар Кумбхаку), пропорция становится 1:1:1, потом 1:2:1, потом 1:2:2. Пропорция 1:2:2 считается практикой основного уровня. Начинаем с пяти счетов и постепенно (в комфорте!!) удлиняем дыхание. После 1-2 месяцев регулярной практики с такой пропорцией, надо начать прибавлять по 1 счету к длине вдоха, одновременно добавляя по 2 счета к длине задержки и выдоха. Так можно удлинить дыхание до счета 7:14:14. Потом постепенно мы достигаем счета 24:48:48.
  4. Переходим на предварительную пропорцию: 1:3:2, потом на мастерскую: 1:4:2.
  5. После можно включить задержку на выдохе (Бахир Кумбхаку). Начинаем с пропорции 1:4:2:2 (снова вначале начинаем с базового счета до 5 и продолжаем по ощущениям, либо по указаниям наставника).
  6. Адепты йоги, ведущие саттвический образ жизни и питающиеся безупречно правильно, живущие в этот момент в экологически чистых регионах, способны продвинуться и дальше. В практику включаются бандхи: Джаландхара, Мула и Уддияна: сначала только Джаландхара с задержкой на вдохе, потом Джаландхара с задержкой на выдохе, потом параллельно с Джаландхарой делается Мула-бандха (сначала на внутренней задержке, потом на внешней). Когда это достигнуто, включаем еще и Уддияна-бандху (естественно, ТОЛЬКО при задержке на выдохе). При этом очень полезно иметь «под рукой» Гуру (сведущего практика), так как вполне вероятно, что пропорции на фоне бандх придется откорректировать индивидуально.

Типичные ошибки, которые допускают в Нади Шодхане даже опытные практикующие:

1) Мы не насилуем дыхание, никакого напряжения быть не должно. Дискомфорта в дыхании и на задержках мы избегаем. Пусть пропорция удлиняется «сама»: вот увидите, в течение месяца (или даже двух недель) ежедневной практики вы будете наблюдать четкий прогресс! Он может колебаться, т.е. в один день пропорция дается легче, в другой – труднее, это нормально и происходит со всеми, так что не упорствуйте, если сегодня «что-то не дышится». При малейшем дискомфорте снижаем длину вдоха, выхода и задержки, а если надо, то и отменяем сегодняшнюю практику. Йог всегда найдет что попрактиковать; настоящие герои иногда идут в обход.

2) Дыхание (если мы не делаем параллельно Уджайи), совершенно бесшумно – сидящий рядом человек не слышит вашего дыхания. Если дыхание чуть затруднено в связи с климатическими условиями – практикуем Джала-нети по необходимости, а также иногда Насью (закапывание 1-2 капель миндального масла в носовые ходы на сон грядущий). Если же проблема в том, что одна ноздря дышит, а другая как бы нет – делаем несколько кругов Капалабхати или Бхастрики, потом Нади Шодхану с базовой, комфортной пропорцией, для уравновешивания ноздрей – а потом уже начинаем свою основную практику. Стоит также учесть, что в связи с циклами Луны, а также погодными условиями (особенно осадки) одна ноздря может сильно доминировать, «хоть убей». Стоит отложить практику на несколько часов, если вам это докучает – а пытаться насильно «выровнять ноздри» нежелательно. Вообще, мастерами не рекомендуется делать интенсивную пранаяму в минуты восхода и заката Солнца, т.к. течение ноздрей в эти моменты не сбалансировано и очень сильно. (Зато можно делать асаны – например, Сурья-намаскар).

3) И еще раз – поддерживаем Саттвическое состояние ума! Фактически, дыхание и ум работают тут в одной связке: если ум неспокоен, об увеличении пропорции можно забыть; а если дыхание не удлиняется, и ум не успокоится – вот такой парадокс. Но на практике проблемы решаются упорством – порочный круг не существует: постепенно и дыхание замедляется, и ум успокаивается. Не стоит делать пранаяму «на рекорд», мы ведь не фокусники, а йоги. В идеале пранаяма практикуется в модусе «Читта Вритти Ниродха» – или Унмани Мудра – в состоянии не-ума. Не думайте особенно ни о чем, сливайтесь мысленно с дыханием. Не проговаривайте про себя даже «вдох-выдох», просто дышите. И тогда все заманчивые обещания Сватмарамы и Патанджали насчет эффектов практик и сиддх вероятно станут потихоньку проявляться в вашей реальной жизни. Только помните: йоги не рассказывают всем подряд ни о своем прогрессе в практике, ни о сиддхах (сверхспособностях), которые могут проявляться и исчезать «волшебным» образом. Ведь мы помним: истинной целью пранаям является самопознание, и только оно, и этого совершенно достаточно.