Нади Шодхана

Печать

Нади Шодхана имеет множество условно выделяемых уровней (ступеней) освоения. Каждая ступень обычно занимает месяц-два при ежедневной практике и гораздо больше – при нерегулярной. В практике мы продвигаемся (если нет Гуру, который подсказывает и контролирует) по ощущениям и в том и в другом случае. Мы помним, что пропорции и счет даны нам не для, того чтобы разорвать легкие как "баян на свадьбе", а просто для ориентира.

  1. В Практике попеременного очистительного дыхания надо добиться сначала комфортной длины вдоха и выдоха на 21 счет (примерно, для современного человека, 20 секунд). Поза для практики – Падмасана (поза лотоса) или Сиддхасана (совершенная поза) – какая удобнее для удержания 15-20 минут (примерная продолжительность полноценной практики Нади Шодхана пранаямы – 60 циклов дыхания).
  2. Базовое дыхание - с пропорцией 1:1 (без задержек), начиная с пяти счетов. Считаем в уме: «Ом-1, Ом-2, Ом-3, Ом-4, Ом-5…» (или вместо «Ом» по желанию подставляем имя своего Гуру или Ишта-деваты)  до достижения комфортной длины вдохов и выдохов на 24:24. Когда это становится легко доступно, переходим на пропорцию 1:2 (выдох в два раза длиннее вдоха), практикуем до достижения счета 12:24 в комфорте.
  3. Когда это доступно, включаем задержку на вдохе (Антар Кумбхаку), пропорция становится 1:1:1, потом 1:2:1, потом 1:2:2. Пропорция 1:2:2 считается практикой основного уровня. Начинаем с пяти счетов и постепенно (в комфорте!!) удлиняем дыхание. После 1-2 месяцев регулярной практики с такой пропорцией, надо начать прибавлять по 1 счету к длине вдоха, одновременно добавляя по 2 счета к длине задержки и выдоха. Так можно удлинить дыхание до счета 7:14:14. Потом постепенно мы достигаем счета 24:48:48.
  4. Переходим на предварительную пропорцию: 1:3:2, потом на мастерскую: 1:4:2.
  5. После можно включить задержку на выдохе (Бахир Кумбхаку). Начинаем с пропорции 1:4:2:2 (снова вначале начинаем с базового счета до 5 и продолжаем по ощущениям, либо по указаниям наставника).
  6. Адепты йоги, ведущие саттвический образ жизни и питающиеся безупречно правильно, живущие в этот момент в экологически чистых регионах, способны продвинуться и дальше. В практику включаются бандхи: Джаландхара, Мула и Уддияна: сначала только Джаландхара с задержкой на вдохе, потом Джаландхара с задержкой на выдохе, потом параллельно с Джаландхарой делается Мула-бандха (сначала на внутренней задержке, потом на внешней). Когда это достигнуто, включаем еще и Уддияна-бандху (естественно, ТОЛЬКО при задержке на выдохе). При этом очень полезно иметь «под рукой» Гуру (сведущего практика), так как вполне вероятно, что пропорции на фоне бандх придется откорректировать индивидуально.

Типичные ошибки при выполнении Нади Шодхана

1) Мы не насилуем дыхание, никакого напряжения быть не должно. Дискомфорта в дыхании и на задержках мы избегаем. Пусть пропорция удлиняется «сама»: вот увидите, в течение месяца (или даже двух недель) ежедневной практики вы будете наблюдаться четкий прогресс! Он может колебаться, т.е. в один день пропорция дается легче, в другой – труднее, это нормально и происходит со всеми, так что не упорствуйте, если сегодня «что-то не дышится». При малейшем дискомфорте снижаем длину вдоха, выхода и задержки, а если надо, то и отменяем сегодняшнюю практику. Йог всегда найдет что попрактиковать; настоящие герои иногда идут в обход.

2) Дыхание (если мы не делаем параллельно Уджайи), совершенно бесшумно – сидящий рядом человек не слышит вашего дыхания. Если дыхание чуть затруднено в связи с климатическими условиями – практикуем Джала-нети по необходимости, а также иногда Насью (закапывание 1-2 капель миндального масла в носовые ходы на сон грядущий). Если же проблема в том, что одна ноздря дышит, а другая как бы нет – делаем несколько кругов Капалабхати или Бхастрики, потом Нади Шодхану с базовой, комфортной пропорцией, для уравновешивания ноздрей – а потом уже начинаем свою основную практику. Стоит также учесть, что в связи с циклами Луны, а также погодными условиями (особенно осадки) одна ноздря может сильно доминировать, «хоть убей». Стоит отложить практику на несколько часов, если вам это докучает – а пытаться насильно «выровнять ноздри» нежелательно. Вообще, мастерами не рекомендуется делать интенсивную пранаяму в минуты восхода и заката Солнца, т.к. течение ноздрей в эти моменты не сбалансировано и очень сильно. (Зато можно делать асаны – например, Сурья-намаскар).

3) И еще раз – поддерживаем Саттвическое состояние ума! Фактически, дыхание и ум работают тут в одной связке: если ум неспокоен, об увеличении пропорции можно забыть; а если дыхание не удлиняется, и ум не успокоится – вот такой парадокс. Но на практике проблемы решаются упорством – порочный круг не существует: постепенно и дыхание замедляется, и ум успокаивается. Не стоит делать пранаяму «на рекорд», мы ведь не фокусники, а йоги. В идеале пранаяма практикуется в модусе «Читта Вритти Ниродха» – или Унмани Мудра – в состоянии не-ума. Не думайте особенно ни о чем, сливайтесь мысленно с дыханием. Не проговаривайте про себя даже «вдох-выдох», просто дышите. И тогда все заманчивые обещания Сватмарамы и Патанджали насчет эффектов практик и сиддх вероятно станут потихоньку проявляться в вашей реальной жизни. Только помните: йоги не рассказывают всем подряд ни о своем прогрессе в практике, ни о сиддхах (сверхспособностях), которые могут проявляться и исчезать «волшебным» образом. Ведь мы помним: истинной целью пранаям является самопознание, и только оно, и этого совершенно достаточно.