Агнисара-дхаути: «огненное дыхание» для отличного здоровья

Печать

Продолжаем серию публикаций про Шаткармы – йогические чистки! На очереди у нас очень важная Шаткарма, которую действительно стоит делать каждый день, независимо от сезона и графика тренировок. Агнисара-дхаути (ее же часто называют «Агнисара-крия») – «дыхание  огня» – одна из самых действенных очистительных практик. Это упражнение, которое можно отнести как к Шаткармам (т.к. это чистка), так и к пранаямам (т.к. это дыхание).

Наряду с Наули и Капалабхати ее надо делать ежедневно, натощак (через 3-5 часов после приема пищи, т.е. лучше всего утром до завтрака). «Просто делай это» – правило, которое отлично отражает логику выполнения Агнисара-дхаути. Как чистка зубов защищает зубы от кариеса, так и Агнисара-крия защищает нашу систему пищеварения от болезней и слабости. Положительный эффект от регулярной практики должен проявиться уже в течение 1 месяца.

«Агнисару» недаром называют «дыханием огня»: эта Шаткарма заметно усиливает «огонь пищеварения». Если вы сделаете 100-140 взбалтываний живота за практику, в этот день у вас может проснуться «зверский» аппетит! Те из вас, кто заботится о фигуре (или худеет), обратите на это внимание, и не переедайте после выполнения этой техники. Здоровый аппетит – это чудесно, но чтобы практика действительно «сожгла» все шлаки и токсины, лучше не прибавлять к своему рациону, а кушать как обычно, а если наблюдается нестерпимый «волчий голод» – «запить» водой. Постепенно аппетит нормализуется, и организм войдет в ритм.

Польза для здоровья. Агнисара-крия тонизирует органы брюшной полости, усиливая пищеварительный огонь, избавляет от несварения, газов, запоров, повышенной или пониженной кислотности, улучшает аппетит. Положительно влияет на функции печени и почек. Помогает бороться с депрессией («заряжает оптимизмом», т.к. способствует набору праны).

Последовательность освоения. Агнисара-дхаути является в некотором смысле подготовкой к выполнению Наули («Волны»), при этом в случае мастерского освоения Наули надобность делать Агнисара-дхаути отпадает вовсе. В свою очередь, для правильного выполнения Агнисара-дхаути полезно (но не обязательно) уже уметь делать Уддияна-бандху (брюшной замок): практика Агнисары немного сложнее и более трудоемка, чем Уддияна-бандха, а техника та же.

Избыточный «внутренний огонь». Считается, что после выполнения Агнисара-дхаути, особенно в жаркое время года или если вы делаете по  100 и больше циклов дыхания, следует после завершения (т.к. Агнисара сильно повышает внутреннее тепло) сделать для баланса «охлаждающую» пранаяму: Ситали или Ситкари. Однако в Средней полосе России фактически серьезная жара (которая вполне типична для Индии летом, и поэтому ее эффекты принимаются в расчет во всех аутентичных текстах) бывает лишь в отдельные годы, а выполнение 100 и более циклов не назовешь базовым для большинства практикующих (на деле по 100 циклов делают единицы – преподаватели и т.п. серьезные практикующие). Поэтому представляется правильным поступать в этом случае по ощущениям: если тело сильно разогрелось – можно сделать «охлаждение», а если нет, то не обязательно. А вот в сауну до и после этой техники точно лучше не ходить (что актуально в фитнес-центрах), т.к. это будет уже точно «перегрев». Кроме того, Агнисара-крия не выполняется сидя на солнце (что в целом актуально для всех практик йоги, если по-другому не указано Гуру). На деле, для россиян избыток тонкого «огня» обычно не является проблемой, чаще наблюдается его нехватка. Так что практика Агнисара-дхаути вдвойне ценна.

Противопоказания: Агнисара-крия не выполняется женщинами во время месячных и после второго месяца беременности (некоторые преподаватели не рекомендуют эту практику при беременности вообще); и по болезням:  при пупочной грыже, болезнях сердца, гиперфункции щитовидной железы, повышенном давлении (гипертония), язве (желудка или двенадцатиперстной кишки). Не применяется эта практики при диарее и других серьезных состояниях кишечника (что верно для всех Шаткарм!). Также не изучены эффекты при многодневном голодании (т.к. в классической йоге Патанджали длительные голодовки вообще не практикуются). Также практика не делается в течение 1 года после перенесения операции на брюшной полости (грыжа, аппендицит и т.п.), после беременности можно постепенно начинать делать уже через 2 месяца. Агнисара-крию не надо делать при болезни с высокой температурой (опять же, «внутренний» огонь), а также при инфекционных заболеваниях, и во время приема антибиотиков. Даже здоровые люди должны делать ее сообразно ощущениям, не «через силу».

Время выполнения: практика Агнисара-дхаути (как и другие Шаткармы) делается натощак. Практиковать эту крию на полный желудок вредно для пищеварения (оно ослабляется!). Считается, что после последнего приема пищи должно пройти не менее 4 часов, но еще лучше вообще делать Агнисару утром, до завтрака, причем после опорожнения кишечника и мочевого пузыря, и принятия душа (или утренней ванны). Традиционно дыхательные упражнения, к которым, как мы уже говорили, Агнисара-крия относится, делаются после комплекса асан, но до медитации. Таким образом, вы делаете асаны, Шавасану, потом Агнисара-крию и другие пранаямы; потом желательно отдохнуть минут 30 перед завтраком.

Техника выполнения:

Подготовительная техника («дыхание запыхавшейся собаки»):

  1. Садимся в Ваджрасану («позу молнии», она же «поза алмазной твердости»: сидя на пятках или между пяток). Ладони покоятся на коленях. Глаза закрыты.
  2. В течение 1-3 минут расслабляем все тело, особенно живот – делаем его мягким.
  3. Выпрямляем локти, немного наклонившись корпусом вперед, чтобы еще больше освободить живот (голову сильно не опускаем).
  4. Открываем рот, высовываем язык (лицо расслаблено).
  5. Начинаем попеременно быстро напрягать и расслаблять живот (втягивать-расслаблять), наблюдая, как это действие приводит к появлению такого дыхания, словно мы запыхались. Внимание: не надо форсировать дыхание, «специально дышать» - дыхание будет происходить само, если достаточно активно двигать животом (за счет работы диафрагмы). Такое дыхание похоже на то, как дышат собаки после быстрого бега.
  6. Достаточно сделать 10-20 циклов дыхания за один подход. Не допускайте появления сильного головокружения и вообще не применяйте чрезмерных усилий. После передышки (15-60 сек) можно сделать еще 1-2 подхода.
  7. Такую облегченную подготовительную практику желательно освоить до выполнения с легкостью, прежде чем приступать к основной технике (см. ниже).

Основная (полноценная) техника (выполняется после освоения подготовительной):

  1. Сидим в Ваджрасане или Падмасане (позе лотоса). Ладони на коленях, глаза закрыты.
  2. Делаем глубокий вдох и полный выдох (можно через губы трубочкой или носом), одновременно выпрямляя локти и упираясь руками в колени.
  3. Без напряжения вытягиваем (удлиняем) шею, и делаем легкую Джаландхара-бандху - горловой замок, прижимая подбородок к грудине (подбородок не обязательно непосредственно касается грудины: для людей с длинной или малоподвижной шеей это может быть неудобно - но мы его туда направляем, насколько комфортно). Начинаем попеременно быстро напрягать и расслаблять живот, так долго, как это комфортно: стараемся сделать 10 (для начинающих)-30 (средний уровень) или больше «взбалтываний» (вжимаем живот внутрь и вверх – и расслабляем; вдох пассивный, за счет расслабления живота).
  4. Когда задержка начинает становиться некомфортной, не спеша поднимаем голову, освобождая Джаландхара-бандху. Полностью подняв голову, делаем медленный вдох, очень легкий, без напряжения: не надо раздуваться. Фактически, воздух «сам входит» в легкие.
  5. Наблюдаем, как восстанавливается нормальное дыхание. Отдыхаем 30-60 сек, затем делаем еще 2 подхода.

Мастерство в выполнении:

  • Вы можете выполнить до 100 и больше взбалтываний живота за 1 подход, на комфортной задержке. На практике для достижения желаемого эффекта бывает достаточно выполнять 3 цикла по 40-50 взбалтываний. Не забывайте отдыхать между подходами.
  • Вы можете комфортно выполнять технику в Падмасане, даже не опираясь руками в колени; спина при этом прямая; некоторые мастера при этом не делают Джаландхару.
  • У вас не возникает никакого дискомфорта и головокружения; лицо и плечи не напрягаются; задержка комфортная, и дыхание после выхода из нее не сбивается.
  • Когда выполнение упражнения становится привычным, можно добавить медитацию на Манипура-чакру (пупочный центр), визуализируя изображение чакры в животе и т.о. получая больший эффект.
  • Практикующие йогу отмечают быстрое увеличение «личной силы», т.е. среднего количества энергии, при регулярном выполнении. Агнисара-крия дает силу и энтузиазм.

Автор: Алексей Соколовский