О йоге

Печать

На сегодняшний день трудно назвать явление в истории индийской культуры, которое приобрело бы большую известность за пределами Индии, чем йога.  История развития йоги в нашей стране насчитывает не один десяток лет. После волны интереса к ней в первое десятилетие XX века следующий пик интереса к йоге пришелся на начало 70-х годов. Но ни для кого не секрет, что в ту пору занятия йогой не поощрялись, и потому развивалась она в основном «подпольно» и официальные публикации о ней отсутствовали.

Слово «йога» происходит от санскритского слова «юдж», означающего «соединяться», «обуздывать», «фокусировать внимание». В философском смысле единение индивидуального «Я» со вселенским «Я», и есть йога. Йога – это динамический внутренний опыт, сводящий в единое целое тело, чувства, ум и разум с глубинным внутренним «Я».

Йога является одной из ортодоксальных школ философии индуизма. В широком смысле понятие «йога» означает совокупность различных духовных, психических и физических практик, нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния. Согласно «Шива-Самхита» существуют четыре вида йоги: Мантра-Йога, Лайя-Йога, Хатха-Йога и Раджа-Йога.

Мантра-йога – один из видов йоги, суть которого заключается в том, что при использовании энергии звука, акустического резонанса, вызываемого собственным голосом, достичь очищения, выздоровления, просветления. В мире нет неподвижности, все вибрирует. У всего сущего есть своя основная тональность, которая способна видоизменить его при помощи свойственных ему "симпатических вибраций". Каждое колебание физического плана вызывает изменения особого состояния на астральном и психическом плане. На этом основано специфическое произнесение молитв и мантр, где слово используется как магнетический прием, построенный согласно закону воздействия ритмических вибраций на окружающую среду. В связи с этим, можно сделать вывод о значительном влиянии человеческой речи на природу. Уже в 70-е годы, в США, в различных научных и медицинских центрах, были проведены исследования, доказавшие воздействие мантр на человека, на его физический уровень и подсознание.

Лайя-йога («йога растворения») — один из видов йоги, соотносящийся согласно традиционному делению на семь ачар тантры (веда-, вайшнава-, шайва-, дакшина-, вама-, сиддханта- и каула-) с высшей — каулачарой, её философской основой является Адвайта-веданта (недвойственность), а целью — достижение Освобождения (мукти) и обретение бессмертного божественного тела (дивья-деха) за одну жизнь. Учение Лайя-йоги считается мистическим откровением, дошедшим до наших дней практически без искажений, благодаря непрерывности особой традиции устных наставлений категории «упадеша», передаваемых от Учителя к ученику. Сущность учения Лайя-йоги заключается в поддержании особого состояния круглосуточного бдительного присутствия (осознанности). Лайя-йога — это путь вне метода,  путь спонтанного самоузнавания.

Хатха-йога — направление йоги, систематизированное Свами Сватмарамой (автором трактата «Хатха Йога Прадипика») в XV веке. Хатха-йога представляется Сватмарамой как путь к раджа-йоге, система подготовки физического тела для сложных медитаций. Хатха-йога — это учение о физической гармонии, достигаемой с помощью физических средств воздействия на организм (диета, дыхание, асаны, бандхи, мудры), и психических средств (медитация и концентрация внимания во время выполнения асан, пранаямы). Главное назначение Хатха-йоги — создание абсолютного баланса взаимодействия и процессов физического тела, ума и энергии. Когда такой баланс существует, рождаются импульсы, которые пробуждают центральную силу (сушумна нади), которая отвечает за развитие человеческого сознания. В Хатха-йоге тело, разум и дух — это не три различных сущности, а нечто единое. Никогда не следует рассматривать дух отдельно от тела и тело отдельно от духа. В Хатха-йоге прежде всего имеет место очищение всего механизма тела, всего физического комплекса. Поэтому Хатха-йога в первую очередь заботится о чистоте тела. Самым важным моментом в этом деле является то, что для целей медитации должны быть прочищены нади (система каналов, по которым в соответствии с представлениями йоги и тантры движется жизненная энергия). Каждое упражнение известным образом воздействует на определённую часть тела, орган или группу органов. Специально подобранные комплексы асан в Хатха-йоге, в которых важную роль играет последовательность упражнений, применяют для улучшения и укрепления здоровья, для борьбы с различными недугами. При выполнении асан учитывают дыхание (на задержке, на вдохе или выдохе) и точку, куда должно быть направлено внимание. По мнению йогов, болезни - это неправильное распределение жизненной энергии (праны) в организме, и выполнение определённых асан и пранаямы ведёт к правильному перераспределению праны в организме, что, в свою очередь, излечивает болезни, как физического плана, так и психического характера.

Ра́джа-йо́га («царская йога»), также известна как классическая йога или просто йога — одна из шести ортодоксальных школ в философии индуизма, которая базируется на «Йога-сутрах» Патанджали. Основная цель Раджа-йоги — контроль ума посредством медитации (дхьяна), осознание разницы между реальностью и иллюзией и достижение освобождения. В то время как в Хатха-йоге садхана начинается с асан и пранаямы, у практикующего Раджа-йогу — с обучения управлять умом, хотя определённые минимальные практики асан и пранаямы также имеют место, являясь частью подготовительного процесса к медитации. Раджа-йога так называется потому, что она направлена на работу с умом. Ум традиционно считается «царём» психо-физической структуры индивида, который, сознательно или нет, следует его приказам. Из-за природы взаимоотношений между телом и умом, тело должно быть сначала поставлено под контроль посредством самодисциплины и очищено различными способами. В практике Раджа-йоги существуют восемь ступеней или уровней, из-за чего её также называют аштанга-йогой (от санскритского ашта — восемь):

Яма - соблюдение всеобщих моральных заповедей (межличностный контроль);

Нияма - внутренняя дисциплина (внутриличностный контроль);

Асана - достижение физического здоровья посредством физических упражнений (асан);

Пранаяма - контроль над дыханием или умение путем дыхательных упражнений управлять потоками Праны;

Пратьяхара - управление чувствами;

Дхарана - целенаправленная сосредоточенность ума;

Дхьяна (Дхиана) - медитация (длительное размышление);

Самадхи - умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить