Брахмачарья в жизни современного йогина: ЗА и ПРОТИВ йогического целибата

Печать

Патанджали упоминает брахмачарью в списке обязательных этических правил (ям) для успешной практики йоги. Сегодня брахмачарья обычно переводится как половое воздержание или контроль сексуальной энергии. Придерживались ли древние йоги целибата, и полезно ли половое воздержание современным практикам, рассказывает Сергей Агапкин.

 

Что такое брахмачарья? Какова ее роль в йогической практике?

Этот вопрос выходит за рамки анатомии и физиологии. Брахмачарью стоит рассматривать в контексте не только йоги, но индийской культуры вообще. Термин брахмачарья понимается во многих случаях весьма превратно. В основном, после работ Свами Шивананды, брахмачарья стала трактоваться как сексуальное воздержание, хотя ничего в этом термине не пересекается с сексом.

Семантически слово состоит из корней брахма и ачарья. Ачарья означает “приверженность” или “полностью следующий”. Термин же брахма может рассматриваться, как божество: то есть брахмачарья, как приверженность закону Брахмы (Брахма дал законы всем живущим), ведическому пути. В другом варианте трактовки, брахмачарья - это следование путем данным учителем, приверженность гуру. Опять же, как видите, это никак не связано ни с сексом, ни с воздержанием от него.

Значение понятия брахмачарья, если рассматривать его в историческом контексте, это следование жизненному циклу. До 18-24 лет юноша должен был воздерживаться от половой жизни, посвящая себя учебе, так как он еще не был готов взять на себя ответственность за детей и семью. Практика брахмачарьи для разных мужчин различалась исходя из индийской системы варн (каст) и ашрамов (жизненных периодов). Как сказал Кришнамачарья, “брахмачарья для семейного человека это удовлетворение жены по первому требованию”. Как видите, все эти определения очень далеки от того, что мы сегодня привыкли понимать под брахмачарьей.

 

Была ли практика воздержания у древних йогов?

Если обратимся к древним текстам, то там нередко встречаются утверждения, противоречащие идее сексуального воздержания. Речь никогда не шла о том, чтобы йог избегал секса. Существовали определенные правила, которые нужно было соблюдать. Например, йогин не мог отказаться от секса с женщиной, которая не могла зачать от собственного мужа.

В Ману Смрити изложена система правил, которая определяла поведение членов тогдашнего общества и сейчас продолжает во многом определять социальные нормы. Например, человек должен практиковать брахмачарью в силу возраста, это значит, что он будет воздерживаться от половой жизни примерно до 24 лет, пока не закончится его период ученичества или родители его не женят. Это вполне разумно, ведь если он резко становится отцом (а способов предохранения нет), то шанс того, что он закончит образование, станет мастером, в традиционном обществе сводится к нулю. Но когда он женится, станет грихастхой (семьянином), то рождение детей и выполнение супружеских обязанностей станет его дхармой. Поэтому, все правила ямы и ниямы, которые прописаны в йогических текстах бессмысленны без привязки к жизненному этапу и сословию (варне) человека.

Практика брахмачарьи говорит о регламентированных обществом отношениях, и это не только секс, это соблюдение правил и выполнение обязанностей во всех сферах жизни.

 

Если обратиться к современным исследованиям есть ли какая-то польза от сексуального воздержания? Влияет ли отказ от секса на рост творческого и духовного потенциала человека?

Мы можем взглянуть на огромное количество людей, которые придерживаются брахмачарьи в силу определенных жизненных обстоятельств. Это люди, сидящие в тюрьме и люди, находящиеся на воинской службе. И в том и в другом случае каких-то значимых духовных прорывов мы не видим, даже наоборот можем наблюдать постепенную деградацию. То есть человек за пару лет службы в армии обычно не слишком продвигается в духовном или интеллектуальном развитии. Вернувшись же из армии и уже имея секс, за те же два года человек обычно достигает в своем развитии намного большего. Тоже самое касается мест заключения. Можно спорить, говоря что это вынужденная брахмачарья. Но факт остается фактом.

 

Многие известные духовные учителя сознательно отказываются от сексуальной жизни. Даже будучи семейными людьми, мужчины живут с женой в “духовном браке”, объясняя это тем, что секс мешает духовной реализации.

У меня на этот счет есть очень большие сомнения, ведь причинно-следственные связи здесь часто бывают перепутаны. То есть у человека пропадает желание, а он объясняет его отсутствие каким-то принципом. Я не берусь утверждать, что это так во всех случаях, но такая вероятность существует.

Сексуальное поведение человека, независимо от пола связано с уровнем тестостерона. Тестостерон - гормон, который сильно влияет на человека, делая его более активным, пассионарным, давая ему энергию для изменения чего бы то ни было. Поэтому какие-то периоды воздержания иногда могут помочь увеличить энергию, жизненную активность, сыграть роль “пинка”, позволяя человеку интенсивно отдаться тренировкам или любой другой деятельности. Но если вначале организм может реагировать возбуждением и активацией на то, что у него отобрали секс, то через некоторое время, произойдет адаптация и выработка тестостерона снизится. Некоторые исследования подтверждают, что у йогов, особенно находящихся на растительной низкобелковой диете, через некоторое время падает уровень тестостерона и они перестают интересоваться противоположным полом не по идейным, а по физиологическим причинам. Параллельно с этим такие люди обычно перестают занимать активную жизненную позицию, становятся очень сговорчивыми и толерантными.

Будьте здоровы и практикуйте осознанно!

 

На вопросы Yogasecrets.ru отвечал Сергей Агапкин

Сергей Агапкин является основателем и преподавателем Agapkin Yoga Station, Рязанского Йога-центра, ректором Института Традиционных Систем Оздоровления (Института Йогатерапии), преподавателем курсов по подготовке инструкторов йоги Московского Аштанга Йога центра. Является сертифицированным инструктором Emergency First Response (№ EFR4657) и International Yoga Federation (IYF), член International Association of Yoga Therapists (IAYT).