Как пробудить и поднять Кундалини?

Печать

"Когда Кундалини проходит чакру за чакрой, йог обретает божественное знание, силы, блаженство, расцветающие во всем своем великолепии и раскрывает божественные тайны и явления, скрытые от мирян, которые даже отказываются признавать их существование".
Свами Шивананда

Наверняка, многие люди, познакомившись с йогой и узнав, что краеугольным камнем практики является некое таинственное «поднятие» или «пробуждение» Кундалини, задавались вопросом: «Ну и как ее, Кундалини эту, поднимать?». Вопрос, безусловно, не праздный, и уже то, что практикующий задается им – замечательно: считай, что ты на верном пути. Потому что многие, как бы «занимаясь» йогой, вообще не дают себе заботы познакомиться с этой проблемой. Более того, существует мнение, активно поддерживаемое рядом направлений йоги – и я встречал (в западной прессе) даже настойчивые статьи с таких позиций - что, дескать, вообще не надо Кундалини пробуждать и поднимать: спокойнее жить без этого. Но ведь тогда совершенно теряется цель йоги! Без пробуждения Кундалини духовное совершенствование входит в фазу стагнации, какую бы практику не делал человек. С другой стороны, существуют люди, которые пытаются сами – а иногда и учат других – с помощью особых веществ или техник насильственно «пробуждать» Кундалини, невзирая на возможные последствия для тела и психики. Очевидно, что истина - и вытекающие из нее практические рекомендации – лежит где-то посредине между этих двух крайностей. Один из главных секретов йоги заключается в том, что при правильной работе в русле Хатха-йоги загадочная сила Кундалини пробуждается сама.

Начнем наш предметный разговор о Кундалини с того, что коротко обобщим то, что мы знаем об этой «змеиной силе». При этом с одной стороны убрав за исторической неактуальностью мистический муар наполовину зашифрованных и сильно религиозных древних текстов, где Кундалини предстает в форме одной из манифестаций Бога (а именно как богиня Парвати, супруга бога Шивы*) – а с другой стороны, отказавшись приписать феномен Кундалини сугубо гормональному действию какой-нибудь малоизвестной широкой аудитории железы в головном мозгу и на этом успокоиться навеки.

Переживание подъема Кундалини

Йоги и тантрики с древних времен заметили - благодаря своим интенсивным практикам - что существует некая скрытая в человеческом организме сила, или «резерв», которую можно пробудить. Когда это происходит, человек испытывает обычно чрезвычайно сильные и обычно в высшей степени некомфортные переживания, сравнимые лишь с рождением, родами или клинической смертью – либо божественным откровением. При этом многие мистики, испытавшие этот феномен на себе, утверждали, что по ощущениям словно бы рассерженная, шипящая (иногда раскаленная) змея с неукротимой мощью, извиваясь и раскручиваясь из свернутого в кольца положения*, поднималась вверх от основания их позвоночника к макушке. Процесс сопровождается необъяснимым ощущением «блаженства», зачастую видениями и прозрениями на уровне интуиции, а затем затухает, после чего человек (ярко помня все произошедшее) возвращается в более-менее обычное состояние сознания. Зачастую идет также побочный эффект жара во всем теле, с человека градом льет пот, лицо становится пунцово-красным и т.п. Зачастую испытывавшие это ощущение потом уже по-другому смотрят на события внешнего мира и на самих себя: опыт космического, запредельного дает понять истинный масштаб банальных событий жизни, казавшихся до этого столь значительными. Стоит подчеркнуть, что подъем Кундалини не обязательно приводит к Просветлению, т.к. это вовсе не одно и то же (вопреки расхожему заблуждению), но это первая значительная ступень на пути.  Для окончательного Просветления Кундалини должна подняться вдоль позвоночника до Сахасрара-чакры («коронного» энергетического центра, расположенного на макушке), причем обычно это происходит не с первого раза. Человек, Кундалини которого пробудилась, но поднялась лишь на одну из 7 ступеней, приобретает некоторые положительные качества, но не является полностью реализованным. Так, например, пробуждение в Муладхаре дает дополнительную энергичность, в Свадхистане – контроль над сексуальной энергией, в Манипуре – способностью влиять на людей и дальнейшее «ускорение» духовно-энергетического развития…

Что пробуждает Кундалини?

Практики, которыми достигается такой подъем у практиков древних и современных, могут быть самыми разными: от планомерной, регулярной практики Хатха-йоги до приема наркотических веществ. Бывают и случаи «непреднамеренного» пробуждения Кундалини, вследствие предельных физических нагрузок или чрезмерного эмоционального напряжения (потеря всего имущества, гибель родных, война и т.п.). Кундалини, пробужденная без надлежащий «подготовки», или же если ее пробуждение было форсировано экстремальными практиками либо приемом особых препаратов – быстро возвращается в исходное состояние в основании позвоночника (т.е. справедливо говорить и о подъеме, и о спуске Кундалини). Случайно и благодаря приему наркотиков не просветлеешь.

Спуск Кундалини

Если подъем Кундалини сопровождается эмоциональным подъемом (на фоне сильного эмоционального напряжения), то спуск (возвращение в исходное состояние, когда Кундалини снова «засыпает» в нижней чакре) – депрессией, состоянием подавленности, опустошенности, т.к. человек чувствует: его «незаслуженный» эволюционный скачок «отменяется». Это ощущается как чрезвычайно болезненное «уплотнение» и огрубление ощущений, как если бы человека перевели из трехмерного в двухмерное пространство; жизнь немила в такой момент. Если Кундалини не смогла пронзить Манипура-чакру (пупочный энергетический центр) – то спуск неизбежен, если прошла – она как бы закрепляется там, и дальнейшие пробуждения не за горами - обратного хода духовная эволюция уже не даст. Поэтому, например, буддисты склонны считать истинным духовным пробуждением именно прохождение Кундалини через Манипуру, а не ее пробуждение в Муладхаре (которое, как мы уже выяснили, по большому счету еще ничего не гарантирует). Кроме того, с помощью особых техник йоги возможно пробуждение Кундалини из Манипуры, это происходит гораздо легче и безболезненнее, чем из Муладхары, и без опасности спуска.

На своем пути вверх к Сахасраре Кундалини должна пронзить три грантхи – «узла»: Брахма-грантху*** в Муладхаре, Вишну-грантху в Анахате, и Рудра-грантху в Аджне. Этим узлам соответствуют привязанность к материальному (Брахма-грантха), привязанностям к людям (Вишну-грантха) и свойство интеллектуализировать практику и использовать сиддхи (Рудра-грантха). Проходимость по всем трем узловым точкам обеспечивает практика мудр и пранаям, особенно Бхастрики.

Чистота – залог… подъема Кундалини

Для пробуждения Кундалини требуется в широком смысле «чистое» тело: ведь наше тело и есть сосуд или проводник энергии Кундалини. Собственно, вся система Хатха-йоги и создана для того, чтобы создать условия для 1) адекватного «приема» энергии Кундалини в тело, и 2) очищения тонких каналов, по которым должна подняться вверх эта энергия. Любопытный факт заключается в том, что когда два этих условия выполнены, Кундалини поднимается... сама, «автоматически» - так мудро устроила природа.  То есть, как ни курьезно это звучит, Кундалини вообще не надо ни пробуждать, ни поднимать, ни куда-то «тянуть». Однако это не меняет суть дела: зато придется очищать и укреплять тонкие структуры тела, и потом балансировать работу тонких каналов тела (Иды и Пингалы) и пробуждать Сушумну – центральный канал, по которому будет подниматься Кундалини. Это можно сравнить с системой водопровода в доме: есть дом, в нем ржавые трубы и вентили пора менять. Если пустить воду сразу – трубы потекут, вентили посрывает; однако если почистить или обновить трубы, поменять где надо вентили и краны – т.е. наладить всю систему заранее – а уж потом пустить мощный поток – то все заработает как надо.

«В здоровом теле – здоровый дух…» говорили древние римляне, и продолжали «...встречается крайне редко», указывая на то, что далеко не всегда одно сопутствует другому. Так, красивый внешне человек может быть «уродлив», ущербен духовно и нравственно. Поэтому стоит учесть, что внешняя сила и подвижность, и даже успех в практике асан не всегда сопутствуют чистоте внутренних структур, требуемой для подъема Кундалини: иначе бодибилдеры, космонавты и цирковые гимнасты наблюдали бы эффект подъема Кундалини, а этого не происходит. Потребна не только сила и крепость тела, но и работа над внутренними, невидимыми структурами: нади, чакрами, грантхами. Требуется успешная практика не только в Хатха- но и в Раджа-йоги, т.е. работа и с телом, и с энергией, и с сознанием.

Будни пробуждения Кундалини

Говоря языком западного человека, пробуждению Кундалини предшествует практика стройной системы психофизиологического совершенствования, которую на Востоке называют коротко – йога. Не стоит думать, что можно подготовить подъем Кундалини одними асанами, насколько бы замысловатыми или тяжелыми они не были - или, наоборот, одной медитацией. Хатха-йога практикуется для Раджа-йоги, Раджа-йога всегда идет рука об руку с Хатхой; несоблюдение Ямы и Ниямы рушит всю стройную систему тренировок оттоком энергии и так далее. Целостная система, которая приводит к успеху, включает в себя широчайший спектр очистительных процедур для тела и духа, от клизмы до тончайших психотехник. Только человек, который сделал йогу образом жизни, способен наслаждаться эффектами пробуждения Кундалини.

Чакры – психические и энергетические узлы – расположены в тонком (праническом) теле человека, с ними соотносятся ключевые точки, расположенные на позвоночном столбе. Сами чакры, грубо говоря, нематериальны, однако работа с ними - их «очищение» и «включение», активизация - начинается через тело.  Асаны – позы йоги – ценны не столько своим физиологическим воздействием (на мышцы и внутренние органы), сколько лишь тем, что работают с чакрами и нади (каналами циркуляции энергии). Из 84 важнейших асан 35 делают это довольно интенсивно: так, например, Чакрасана активизирует Манипуру, Сарвангасана – Вишуддхи, Сиршасана – Сахасрару и т.п. Пасчимоттанасана является одной из важнейших асан, т.к. может пробуждать Кундалини («вытягивая» позвоночник, а  с ним воздействуя на центральный канал).  Остальные асаны тоже чистят чакры и нади; подобное действие оказывают все асаны, для чего они и нужны.

Важная работа по подготовке пробуждения и дальнейшего прохождения по телу энергии Кундалини происходит и в пранаямах. Если асаны в большей части воздействуют на чакры, то пранаямы целенаправленно чистят нади – тонкие «реки», или каналы, по которым распределяется в теле энергия Кундалини. Пранаямы также регулируют работу Иды и Пингалы – Лунного и Солнечного каналов, связанных с левой и правой ноздрей. Баланс Иды и Пингалы – протекания воздуха через обе ноздри – автоматически «включает» Сушумну, что делает возможным ее пробуждение в дальнейшем, при благоприятных условиях. Работой с дыханием занимается целая побочная ветвь йоги – Свара-йога, знание которой важно в рамках Кундалини-садханы (процесса пробуждения и подъема Кунадалини).

Мудры и бандхи производят дальнейшее, более тонкое, очищение, и более интенсивное - за счет «запирания» концентрированной праны и ее перенаправления по разным орбитам, а также создают и закрепляют новые психоцепи, создающие измененные состояния сознания, что готовит ум человека к выживанию в условиях подъема Кундалини. Асаны как бы укрепляют берега реки праны, а мудры и бандхи устанавливают запруды в нужных местах.

Без асан, пранаям, мудр и бандх невозможно поднять Кундалини, они фактически и приводят к ее своевременному пробуждению. Однако медитация играет не менее важную роль – она готовит тонкие слои личности к принятию состояния Пробуждения, именно в тонких сферах будет «закреплен» подъем Кундалини. Освоив состояния Пратьяхары (отключения органов чувств) и выхода из тела (Унмани-Авастха и кратковременное Самадхи), человек уже в некоторой степени готов к приключению всей жизни, которым явлется подъем Кундалини. Для человека же неподготовленного подъем Кундалини будет в высшей степени пугающим, сводящим с ума происшествием.

В итоге Кундалини-садханы, грамотная и регулярная практика необходимого набора йог создает баланс, гармонию между различными процессами на праническом и ментальном уровнях. Когда такое равновесие (Ха-Тха) достигнуто, тело переходит на новый энергетический уровень: возникает ситуация избытка энергии, энтузиазм, тело может спонтанно выполнять асаны, мудры и бандхи или просто танцевать в трансе. Вскоре после этого просыпается канал Сушумна (Сушумна-нади), что приводит к втягиванию в него Кундалини - она стремительно пробуждается...

Если Кундалини-садхана происходит под наблюдением Гуру - йога, пробудившего свою Кундалини, он может серьезно помочь – советом, личной энергетикой, и специальными мантрами (звуко-психическими вибрациями). Хотя в конечном итоге, поднятие Кундалини – дело сугубо индивидуальное, за редким исключением никто никому «за руку» поднять Кундалини не помогает, и залог успеха – все-таки безупречная всесторонняя чистота самого садхака (практикующего). Однако такие исключения действительно бывают; Сватмарама в «Хатха-йога Прадипике» прямым текстом заявляет (Глава 3, шлока 2): «Воистину, когда милостью Гуру эта спящая Кундалини пробуждается, тогда открываются все лотосы (чакры) и узлы (грантхи)». Пробуждение Кундалини таким образом – удел немногих счастливчиков. В Индии до сих пор встречаются Мастера, которые способны пробудить Кундалини у готовых к этому людей.

Таким образом, стоит подчеркнуть, что важность Хатха-йоги не столько в физическом оздоровлении тела, а именно в том, что она очищает, укрепляет и пробуждает важные энергетические и психически центры человека (чакры и нади), способствуя его дальнейшей духовной эволюции, которая без подъема Кундалини находится в стагнации, глубоком сне.

Перспективы изучения Кундалини

Вопреки желаниям идеалистов, процесс подъема Кундалини вряд ли может стать, даже в XXI веке с его природными и политическими «подсказками» человечеству, сколько-нибудь массовым явлением и еще менее - основой некоего «идеального общества будущего». Потому что, во-первых, он требует тщательной подготовки тела, а во-вторых, сопряжен с большими ограничениями по образу жизни для запуска процесса пробуждения – фактически, ведь не заставишь всех стать йогами, пообещав некую неизвестную науке награду сомнительной ценности «для народного хозяйства»! Для обычного человека, Просветление – это смерть, смерть эго с его зацепками и привязками. Так что, очевидно, что подъем Кундалини, как это и было на протяжении всех тысячелетий истории Йоги, уделом единиц, нашедших свой путь к духовной, нравственной и физической чистоте и силе.

Приходится признать, что изучение феномена Кундалини на Западе еще «в пеленках», будь то в сфере официальной науки или западной йоги. Практически нет примеров пробуждения Кундалини среди западных практикующих. В то же время, на Востоке – в частности, в Индии – еще сохранились Мастера йоги, которые практически освоили весь этот непростой процесс, и даже - из своего сострадания - берутся помогать другим людям, в том числе «внекастовым» - т.е. нам, жителям Запада. Низкий им поклон.

------------------

* Поэтому ее часто называют не только «Свернутой кольцом силой» - Кундалини, но и «Змеиной силой» - Бхуджангини (Бхуджанга – Санскр. «змея»).

** Другие проявление женского божественного начала: Дурга, Кали, Сарасвати и проч. – тоже считаются проявлением энергии Кундалини.

*** «Поэтому богиня, спящая у двери Брахмы, должна постоянно пробуждаться тщательным выполнением мудры, совершаемым с должным усилием». Сватмарама, Хатха-йоги Прадипика, 3:5