Интервью с Габриэллой Джубиляро

Печать

Габриэлла начала практиковать йогу Айенгара в 1973 г. После защиты докторской диссертации на факультете физики Института Флоренции, она решила посвятить жизнь изучению и преподаванию йоги. Опыт Габриэллы как ученого прослеживается в ее практике и методе преподавания. Габриэлла Джубиляро широко известна своим динамичным подходом к йоге Айенгара, чувством юмора, вниманием к индивидуальным потребностям учеников и ясностью изложения. Она верит, что суть йогических поз можно передать посредством простых, но осмысленных объяснений, которые помогут ученикам пробудить сознание их собственных тел.

Как и когда Вы впервые познакомились с хатха-йогой и традицией Шри Б.К.С. Айенгара?

Это произошло в октябре 1973 года. Все началось с книги «Автобиография йога», после ее прочтения у меня возникло желание попробовать заниматься самой. В то время найти хорошего преподавателя йоги в Италии было не так-то просто. Я сразу стала заниматься по методу Айенгара. В последствии я также посещала занятия Аштанга и Бикрам йоги, но никогда всерьез не думала о том, чтобы поменять школу. Моим первым учителем стала Донна Холлман. Это было настоящее ученичество: я не только занималась и ассистировала в ее классах, я ездила с ней на все семинары, в мои обязанности входило буквально все от организации каких-то мероприятий, через ведение переписки до готовки, стирки и мытья посуды. Прошло очень много времени прежде, чем мне самой позволили вести занятия, и, даже уже ведя собственные классы, я продолжала ассистировать Донне, всюду за ней ездить. Этот период продлился шестнадцать лет, это был непростой, но очень хороший и нужный опыт. За эти годы я научилась не только заниматься и вести занятия, но и многим другим важным вещам. Так, например, я научилась замечать и ценить работу других людей, быть благодарной за то, что они делают. Конечно, я также стала ездить в Пуну, к самому Гуруджи и к его дочери Гите, эти поездки почти сразу стали регулярными и остаются такими и по сей день.

Как часто Вы бываете в Индии, какие места посещаете и любите больше всего? Какие самые яркие впечатления от этой страны?

В Индию я езжу каждый год, правда, путешествую, к сожалению, немного, на это просто не хватает времени. Все время я провожу в Пуне в Институте у Гуруджи, хожу в классы занимаюсь самостоятельно, общаюсь с самим Гуруджи и Гитой, одним словом, продолжаю учиться. Однажды я путешествовала по Индии с моим мужем, но это было много лет назад. Что произвело самое сильное впечатление? Увы, пожалуй, грязь. Если же говорить о более положительных вещах, то скорее поражают люди, чем места. У них совсем другое видение жизни, они уделяют больше внимания ее духовной стороне. К сожалению, в последние годы меняется и это, индусов тоже все больше интересуют деньги, материальная сторона вещей.

В молодые годы практика Шри Б.К.С. Айенара была очень динамичной и интенсивной, так учил его Гуру, Т. Кришнамачарья, и он многого достиг на этом пути, это могут подтвердить все те, кто видел известный фильм «Практика 1938 года». Как Вы думаете, почему в последствие он пошел своим путем и создал метод столь отличный от того, чему его учили?

Во-первых, не секрет, что в детстве Айенгар перенес много болезней и еще долгое время не мог похвастаться хорошим здоровьем. И для него самого, не смотря на достижение блестящих результатов, столь интенсивная практика не прошла бесследно, чрезмерные физические нагрузки во время выполнения асан, в особенности сложных прогибов, привели к многочисленным травмам, сильным и продолжительным болям, трудностям в освоении пранаямы. Когда у Айенгара появились собственные ученики, он увидел, что многие из них не могут заниматься йогой с такой динамичностью и интенсивностью, такая практика не приносит им ничего кроме усталости и ухудшения самочувствия, которое и без того оставляло желать лучшего. Айенгар понимал, что подобная практика подходит только молодым, сильным и здоровым людям, а он хотел, чтобы йогой могли заниматься все, не зависимо от возраста, физической формы и состояния здоровья, так постепенно и сформировался его собственный метод.

Во-вторых, с его Гуру, Кришнамачарьей, все тоже было не так однозначно. Годы ученичества Айенгара пришлись на то время, когда Кришнамачарья учил йоге во дворце махараджи Майсора, где его учениками в основном были те самые молодые, здоровые и сильные юноши, к тому же кшатрии, будущие воины. Им была нужна не столько йога, сколько физическая практика, укрепляющая тело и дух, именно этим в значительной степени объяснялся характер занятий. При этом сам Кришнамачарья был также специалистом в области йога-терапии. В первые годы жизни в Пуне Айенгар, у которого тогда еще было мало собственного опыта, нередко обращался к Учителю за советом, не зная, как работать с учеником, страдающим тем или иным заболеванием.

«Йога Дипика» написанная Айенгаром в шестидесятые годы прошлого столетия уже стала классикой. Многие люди в нашей стране занимались и продолжают заниматься самостоятельно, руководствуясь именно этой книгой. Однако те, кто приходят на занятия или семинары по йоге Айенгара нередко с удивлением обнаруживают, что сегодня йога Айенгара выглядит совсем иначе. Изменилась последовательность асан, способы и техника их выполнения, даже на занятиях продвинутого уровня выполняется какой-то постоянный, не слишком большой набор поз, а многие сложные позы, описанные в «Йога Дипике», обходятся стороной. В чем причина столь разительных отличий? Являются ли они следствием изменения самого метода или просто того, что преподаватели не хотят чрезмерно себя утруждать?

Причин несколько. Во-первых, действительно изменился сам метод. Правильнее даже сказать, что он постоянно меняется, развивается, углубляется, он не является чем-то застывшим, раз и навсегда устоявшимся, потому что он живой, а всему живому свойственно меняться. Метод Айенгара создавался постепенно, каждую асану и каждый вид пранаямы Гуруджи опробовал на себе, чтобы ощутить результаты их воздействия, проанализировать зависимость между способом выполнения упражнений, продолжительностью пребывания в позах, последовательностью их выполнения и этими самыми результатами. Гуруджи продолжает делать это и сейчас. С годами его практика тоже меняется, эволюционирует, сегодня он в состоянии почувствовать то, чего не чувствовал, скажем, пять или десять лет назад, и это находит свое отражение в его учении. Так что сам метод, безусловно, претерпел значительные изменения за эти сорок лет, но ведь иначе он был бы мертвым.

Во-вторых, в йоге Айенгара, как, например, и в Аштанга Виньясе занятия подразделяются по уровню сложности. Кроме того, подборка асан, последовательность и способ их выполнения, продолжительность пребывания в позах определяются не только уровнем самого занятия, но и преподавателя, который его ведет. Это, кстати, тоже роднит йогу Айенгара с Аштангой. Преподаватели с сертификатами начального уровня могут учить только базовым вещам, более простым вещам. В Аштанге роль базы, того, с чего начинается практика, играют прыжки, а у нас Уттхита Триконасана и Паршва Конасана.

 

В-третьих, существует ряд поз, в том числе выше упомянутые позы стоя, на примере которых можно гораздо легче и лучше включить в работу ум тела, объяснить, что это такое, научить взаимодействию с ним. Именно эти позы ложатся в основу программ занятий различного уровня сложности. Именно поэтому в продвинутых классах нередко все равно делают так называемые «простые» позы, но при этом смещаются акценты, оговариваются все более тонкие моменты. В некоторых, зачастую сложных, позах этого объяснить нельзя, их нужно просто делать, пока они не начнут получаться. Нередко эти позы как бы «приходят сами», когда тело подготовлено, раскрыто, укреплено выполнением других поз, тех самых, в которых легче объяснить и почувствовать принципы работы тела. Серьезная практика йоги Айенгара, как, впрочем, и любого другого направления предусматривает регулярную личную практику, в процессе которой анализируется, усваивается и опробуется все то, что было объяснено в классе. Нередко именно во время таких занятий «приходят» те самые сложные позы, которым у нас вроде бы не учат.

Что же касается конкретных преподавателей, трудно делать какие-то обобщения. Преподавателей йоги Айенгара во всем мире очень много, и все они разные. Возможно, кто-то из них и не хочет прилагать слишком много усилий, но не следует винить в этом сам метод или систему.

Сегодня йога очень популярна на Западе. Однако наибольшее распространение получила хатха-йога, в особенности те ее направления, которые сосредотачиваются на практике асан. Многие люди годами практикуют только асаны, игнорируя другие равноценные составляющие классической хатха-йоги, как шат-крийи, пранаяму, мантры, медитацию. Поэтому некоторые индийские мастера считают, что на западе йогу воспринимают однобоко, неполно. Мало кто говорит о том, что истинной целью йоги является достижение Самадхи, просветления, самореализация, а не только забота о здоровье и поддержание хорошей физической формы. Что Вы об этом думаете?

Безусловно, я считаю, что йога — это целостная и всеобъемлющая система, охватывающая все аспекты нашей жизни, и практиковать ее тоже следует целостно, уделяя внимание всем ее составляющим. С моей точки зрения, единственное, в чем мы не нуждаемся — это специальные очистительные практики. Асаны и пранаяма в сочетании с хорошей сбалансированной диетой оказывают достаточное очистительное воздействие на организм.

Однако у того, о чем Вы говорите есть и другой аспект. Очень часто «знающие» люди говорят, что то, чем вы тут занимаетесь — это не йога. При этом они совершенно забывают о том, что именно эти тысячи людей, которые, по их мнению, занимаются не йогой, а фитнесом, дают возможность преподавателям йоги, не исключая их самих, не только выжить и заработать на жизнь, но и вести определенный образ жизни, который их так устраивает. К чему все эти разговоры? Единственное, что вы и я можем сделать — это собственным примером, собственной жизнью и практикой показать, что существует что-то еще, что йога — это нечто большее.

Очень часто человек, выбрав какое-то одно направление в йоге, начинает отрицать все остальные, утверждая, что они хуже или не настолько глубокие, правильные. Формируется что-то вроде сектантского подхода, который в конечном итоге ограничивает своего владельца. Вы, как известно время от времени проводите занятия по йоге Айенгара для практиков Аштанга Виньясы и сами принимаете участие в семинарах по Аштанга йоге. Не могли бы Вы поделиться с нами своим секретом: как одновременно сохранять верность своему Гуру и его учению, что, несомненно, очень важно и не потерять свежести восприятия, открытости ума?

 

Боюсь, что вопрос задан не по адресу. Мой муж постоянно говорит, что никакого открытого ума у меня нет, но я все же попробую объяснить свою точку зрения. С одной стороны, мне все интересно. С другой стороны, я очень разборчива, придаю большое значение качеству, это касается всего, не только йоги. Я могу сказать, что у меня много учителей, но только один Гуру. Кто-то из великих сказал, что предназначением человека является стремление к знанию. Мы приходим в этот мир, чтобы обрести знание и добродетель, а не просто существовать, как животные. Каждый может научить чему-то другому, дать что-то свое. Шри Ауробиндо сказал, что Учитель — это не тот, кто знает больше тебя, а тот, кто может помочь тебе следовать своему пути в данный момент. Поэтому я могу испытывать уважение и благодарность ко многим людям, которые меня чему-то научили, и я никоим образом не предаю своего Гуру или его учение, если я увеличиваю свои знания.

Жизнь нашего Учителя полна драматических событий и борьбы, следование избранному пути не раз требовало от него нечеловеческих усилий, то же самое можно сказать и о многих других Учителях и практиках. Не кажется ли Вам, что йога может открыться только таким людям, а все то, что мы, простые смертные, ежедневно проделываем на коврике не более, чем полезное хобби, но по большому счету ни к чему не ведет?

Я думаю, все не так просто. Со стороны никто не может оценить, насколько у нас тяжелая или легкая жизнь. Вспомните Будду, он был наследником престола и ни в чем не знал недостатка, его близкие делали все возможное, чтобы скрыть от него мрачные стороны жизни. У него было все, чтобы жить легко и беззаботно, ни о чем не задумываясь, но он выбрал другой путь. Жизнь не только учителей йоги, но и многих великих людей действительно была полна преград и трудностей, которые они упорно преодолевали, становясь при этом еще сильнее и целеустремленнее. Но, пожалуй, было еще больше людей, которые отступили перед трудностями, не выдержали ударов судьбы, отступили, сломались, опустились. Мне кажется, дело не только и не столько во внешних обстоятельствах, сколько в чувствительности, внутренней потребности, зове следовать духовному пути, именно они определяют все.

Источник: Центр йоги Айенгара center-yoga.ru