Шаткармы: шесть йогических чисток организма

Печать

Шаткармы («6 действий») – система йогических чисток. Эти иногда совсем простые, а иногда сложные упражнения призваны убрать дисбаланс в организме. Они соответствуют холистическому (целостному) подходу, который лежит в основе Аюрведы: починить так, чтобы не ломалось, вылечить так, чтобы укрепить всю систему сразу. Сразу надо оговориться, что шесть – только видов чисток, а самих практик в русле Шаткарм гораздо больше. Но не все из них нужно делать каждому отдельному человеку, тем более регулярно.

Круг практик Шаткарм:

1. Нети – очищение носа. В первую очередь «джала-нети», промывание носа подсоленной водой. Наиболее популярная техника Шаткарм, она рекомендуется (особенно в зимний период) для частого использования. К счастью, она совсем проста, осваивается за 5-10 минут.

2. Дхаути – различные методы очищения всего тела. Среди них важнее всего Агнисара-дхаути (она же Агнисара-крия) – очистительное дыхание для улучшения пищеварения, а также Ваман-дхаути в форме Кунджал-крии – йогической рвоты. Агнисара-крию многие серьезно практикующие йоги делают ежедневно (это всего 5-10 минут). В особых случаях предписывается также Шанкха-Пракшалана крия («Жест раковины») – довольно непростая чистка, требующая четкого выполнения и некоторой решимости; она занимает около 3 часов, зато и делается всего 1-3 раза в год.

3. Наули – более мощная техника, чем Агнисара-дхаути, и еще более важная. Требует некоторого времени для освоения (т.к. необходимо установить контроль над мышцами живота, которыми непривычно управлять). При правильном выполнении дает мощнейший оздоровительный эффект всего за 1-2 минуты.

4. Басти – ряд техник очищения толстой кишки, в первую очередь йогическая клизма (медовая, кофейная и т.п.). Делается непостоянно, а по состоянию здоровья, либо 1-2 раза в сезон для очищения.

5. Капалабхати («просветление черепа») – техника очистительного дыхания, несложная и не отнимающая много времени: делается ежедневно по 1-10 минут.

6. Тратак – техника пристального созерцания объекта, для оздоровления глаз. Обычно практикуется Тратак на пламени свечи. Делается ежедневно, занимает в зависимости от наработки практики 1-10 минут.

Часть Шаткарм рассчитана на лечение, а часть – на профилактику, но важно учесть, что это не свод «универсальных» методов, которые надо делать чем чаще, тем лучше, пока организм не будет «очищен» до блеска! Организм любого более-менее здорового человека имеет свои механизмы саморегуляции, которые опасно подрывать слишком мощными «зачистками». Далеко не все известные и доступные Шаткармы нужно делать всем людям, тем более не-йогам, и еще меньшую часть из них следует практиковать ежедневно. Большую часть этих практик следует делать либо по медицинским показаниям, либо перед началом цикла особо мощных практик йоги (пранаям, медитаций, длительного удержания перевернутых поз и др.). Интересно, что некоторые Шаткармы дают большое «ускорение» практик йоги, т.к. устраняют некоторые типичные загрязнения простыми и эффективными методами: иногда проще и лучше месяц поделать клизмы, чем два года делать особую пранаяму.

В древние времена, когда была написана «Хатха-йога Прадипика» йогина Сватмарамы и «Йога-сутры» мудреца и специалиста по медицине аскета Патанджали (в которых упоминаются Шаткармы), некоторые из них предписывалось (индивидуально, некоторым людям) сделать до того, как приступить к занятиям йогой. В наши дни специалистов по Шаткармам мало даже среди йогов, и эти знания, в целом, мало доступны, поэтому люди иногда берутся за практики йоги, не зная о существовании и важности Шаткарм, или пренебрегая ими. В последствии обычно уже добившись определенных успехов в йоге, эти практикующие часто все же серьезно принимаются за Шаткармы. Это объективный факт, так что это не хорошо и не плохо, в любом случае «грубой ошибки» и вообще особой драмы в этом нет. Не совсем верно утверждать, что якобы «без практики Шаткарм успеха в йоге не добиться», ибо факты говорят об обратном. Но все же не подлежит сомнению, что некоторым людям Шаткармы позволяют совершить рывок в практике йоги. Для людей же с подорванным здоровьем Шаткармы даже сами по себе, по отдельности, могут стать своего рода йогой – тем связующим звеном с отличным здоровьем и большим количеством энергии, полноты жизни, которое им требовалось на данном этапе развития.

Определенно, иногда зашлакованность организма у некоторых людей (йогов и не-йогов) бывает такой сильной, что одними Шаткармами уже «не отделаешься». Это ни в коем случае не умаляет важности Шаткарм: просто в наши дни проблем со здоровьем больше, т.к. в частности появилась продуктовая «химия», которая Патанджали и Сватмараме не могла и в страшном сне присниться; плачевное состояние городской экологии, фаст-фуд, информационное загрязнение – все это, конечно, не добавляет людям здоровья. Поэтому иногда перед тем, как приступать даже к Шаткармам (а не то что к практике йоги!) для пущей безопасности и «наибольшего эффекта для» надо сначала пройти курс Панчакармы – во многом родственную систему чисток, которая, однако, в отличие от Шаткарм должна делаться не «кустарно», дома, а в аюрведическом медицинском центре. Панчакарма – еще более мощный и поэтому потенциально опасный (в неумелых руках) инструмент. Панчакарма – тоже не панацея, а лишь «обнуление» организма до уровня «условно здоров», так что после прохождения курса Панчакармы (обычно 30 дней) следует делать указанные врачом или очевидно необходимые Вам (в русле вашей практики йоги) Шаткармы в обычном, мягком режиме.

Людей же, которым Шаткармы вообще не нужны, в природе очень мало, не больше чем Йети: общаясь со многими йогами, я пока таких не встречал, хотя их существование упоминается в древних йоговских трактатах («Эх, были люди в наше время» - вспоминается цитата классика!). Даже человек, который гордится своим здоровьем и по невежеству считает, что оно идеально, после того как делает какую-нибудь чистку из Шаткарм, может сказать: «О, Боже!! Что это из меня вышло?!», и понять, что не все было так радужно. Но фанатизма тоже быть не должно: надо понимать, что «стерильно» тело будет только в крематории, а выгнать всех паразитов, и зачистить все каналы этого тела почти не реально, да и не нужно. Не в этом цель Шаткарм, не в этом сила йоги.

Основная идея, которая должна сопутствовать практике Шаткарм, заключается в том, что фактически, Шаткармы – это часть «паззла», другой составляющей которой является Хатха-йога. Круг практик очищения и оздоровления организма (как симбиоза тела и сознания) должен включать в себя: Шаткармы, Хатха-йогу (асаны, пранаямы, мудры, бандхи), и Раджа-йогу (медитации). Именно практика по этим трем направлениям дает наибольший эффект на всех уровнях функционирования организма.

Любопытное наблюдение: Шаткармы, хотя и призваны очистить именно грубое, физическое тело – имеют порой весьма далеко идущий положительный эффект на наши более тонкие структуры. Причем это касается не только таких медитативных техник как Тратак, и дело даже не в измененных состояниях сознания, которые мы можем переживать, качественно делая Капалабхати. Думается, дело в том, что в неидеальном состоянии («условно здоров») мир познан нами лишь частично: ведь мы смотрим на него как бы через запыленное, закопченное стеклышко нашего тела. А когда убираешь грязь – порой можно увидеть поразительные вещи. Так, например, сделав Шанкха Пракшалану, люди иногда начинают лучше чувствовать свою связь с духовным, с Богом. Иногда вся жизнь меняется после нескольких Шаткарм! Человек преображается, легко бросает вредные привычки, такие как курение, прием алкоголя и наркотиков, мяса, или перестает пить целый день кофе и т.п. Или вдруг обнаруживает, что у него в теле есть-таки «чакры», про которые он может и читал в книжке по йоге, но никогда их не чувствовал – а тут вдруг почувствовал. А казалось бы, «просто чистка кишечника»! 

Не стоит думать, что Шаткармы – это банальные процедуры. Они были разработаны йогами и для йогов! Так что фактически, не будет большим преувеличением сказать, что Шаткарма – это самая грубая, примитивная ступень йоги - нулевая, так сказать, в системе восьмеричной Аштанга-йоги! Шаткармы - это создание здорового, крепкого фундамента для практики йоги, а она имеет целью и оздоровление всего организма (в т.ч. и пищеварительной, и эндокринной системы), и «заряжение» его гораздо большим количеством праны (энергии) чем это было возможно раньше, и получение информации от тонких структур нашего тела (чакр, каналов), а затем и контроля над ними. В конечном счете, Шаткармы дают не только более здоровое тело. Они, можно сказать, ускоряют весь процесс йоги, как целостной науки здоровья и самопознания.

Шаткармы – весьма логичные, научно объяснимые техники. Они не могут «не получиться», к ним не нужен талант или «способности», открытый «третий глаз» и т.п. Любую, даже такую сложную Шаткарму как Шанкха Пракшалана, можно сделать в течение 3 часов в любой день в любое время года, суеверий тут быть не должно. В основном же техники Шаткарм (за исключением таких экзотических, как полоскание прямой кишки сидя в воде, которое древние тексты называют «трудным даже для богов»!), довольно просты и могут делаться всеми здравомыслящими «условно здоровыми», а иногда и не очень людьми. Вот для этого мы и начинаем цикл публикаций, посвященных Шаткармам! По каждому из шести направлений чисток Вы получите 1-2 техники, разобранные настолько детально, что вы сможете сделать их самостоятельно, с большой пользой для своего здоровья и практики йоги. Следите за нашими публикациями.

Автор: Алексей Соколовский