Известно, что Йога и Аюрведа – две родственные науки: аюрведические процедуры очищают тело и подготавливают к практике йоге (как и предварительные йоговские чистки – Шаткармы), а йога уже укрепляет достигнутое своими методами. В древние времена вставшие на путь йоги люди не нуждались более в Аюрведе – Наули полностью заменяет Агнисара-крию (более слабую практику). Но в наши дни реальность такова, что люди не хотят или не могут делать йогу с той же самоотдачей, и посвящать практикам должное время (по 4 раза в день, как рекомендует Патанджали). Они не до конца следуют правилам йогического поведения (Яма и Нияма), йоговской диете и распорядку дня и практик – то есть, фактически, делают йогу в ограниченном виде. Поэтому обычно практикующие йогу на Западе, у нас регулярно нуждаются в аюрведических процедурах для поддержания здоровья. Многие западные «йоги», уже попробовав себя в практике и зачастую «нащупав потолок» или столкнувшись с некоторыми трудностями, обращаются за помощью к Аюрведе. При этом нельзя сказать, что в целом обращение к техникам Аюрведы для йогов нежелательно, что это какое-то западное «новшество» или «путь неудачника» - фактически, это благословленная мудрецами практика, существовавшая тысячелетия. Видимо, не все могли идти путем йоги до конца и в древние времена. Аюрведа и йога изначально шли рука об руку и дополняли друг друга, об этом свидетельствует, например, следующий пассаж из авторитетнейшего текста «Йога-сутры» Патанджали: «Совершенные способности возникают благодаря соответствующей форме рождения, целебным снадобьям, чтению мантр, практике аскетизма и йогическому сосредоточению». (4:1) Сразу оговоримся, что, фактически, «целебные снадобья» в русле «йоги» иногда неверно используются, и это, прежде всего, касается приема природных наркотических веществ. Не секрет, что индийские саддху (бродячие отшельники), которые называют себя «йогами», зачастую грешат неумеренным употреблением марихуаны, которая даже в небольших количествах оказывает опьяняющее воздействие на сознание человека. Использование специфических трав и наркотических веществ (многие, кстати, запрещены на территории РФ), таких как дурман, марихуана и опиум – которые могут быть в обиходе у индийских «йогов» - зачастую не более чем интоксикация, либо шоу для доверчивых туристов с целью получить милостыню. В Аюрведе такие препараты именуются травами «сиддха-йоги». Это – не «тоники», а опасные в неумелых руках лекарства, совершенно не уместно их профанное употребление. Секреты же их правильного использования в йоге держатся знатоками в тайне и фактически даже в гималайском регионе известны избранным единицам, что практически исключает их пользу для широких масс практикующих – тем более, у нас, в России. К слову сказать, одним из великих знатоков таких «неклассических» методов был выдающийся йог и буддистский Махасиддха (великий мастер) Нагарджуна. Но в наши дни это знание ушло в тень, стало тайным, и не доступно. Употребление таких субстанций наобум сравнимо с тем чтобы взять и выпить первое попавшееся лекарство с аптечной полки – скорее всего, такой шаг будет иметь немедленные разрушительные последствия. Поэтому мы рассмотрим другие «целебные снадобья» – те, которые известны, безопасны, и действительно помогают в йоге. В наши дни одним из самых известных специалистов в области применения знаний Аюрведы к практике йоги является американский врач Дэвид Фроули. Он активно популяризирует это направление оздоровления и йогической дисциплины, написал ряд авторитетных книг по данному вопросу, в том числе (в соавторстве с В. Ладом) книгу-справочник «TheYogaofHerbs» - в русском переводе «Травы и специи». Книга детально описывает действие разных аюрведических трав и их применение в практике йоги. Существует суждение, что «заморские» травы якобы «не работают» на территории России. Такая точка зрения не имеет под собой веских доказательств, зато многочисленные факты свидетельствуют об обратном: китайский зеленый чай и женьшень бодрят, куркума чистит организм, амла богата витамином С, асафетида «заземляет» и т.д. Более того, некоторые ценные гималайские травы не имеют аналогов, да и стоит ли их искать? Это ведь все равно, что придумывать какие-то «русские» «аналоги» или «замены» проверенных йоговских асан или пранаям – удел людей, явно не поборовших свою гордыню. По этому поводу Фроули справедливо замечает, что заявления о бесполезности индийских трав на территории других стран просто несостоятельны. К тому же, в наши дни многие аюрведические травы и составы – как и восточные специи – широко доступны. Однако Аюрведа не только «предлагает» нам свои «эксклюзивные» травы, но и намечает логику использования любых, в том числе «наших», местно растущих трав, для блага тех, кто по тем или иным причинам не хочет или не может использовать «заморские». Некоторые современные исследователи темы использования трав в йоге уделяют равное внимание как «индийским», так и российским травам. А уж выбор остается за практикующим. Выскажу предположение, что предубеждение, возможно, возникло из-за использования старых, застарелых аюрведических препаратов, привезенных из Индии, которые (хотя формально и не просрочены) уже потеряли часть своей силы. Известно, что некоторые травы и произведенные из них смеси не должны храниться больше пары месяцев, их лучше принимать свежими. Одним из ведущих специалистов по фитотерапии в йоге в нашей стране является А.В. Фролов – медик с высшим образованием, йог с большим стажем, йога-терапевт. В настоящее время он преподает йога-терапию в ряде центров, и зачастую публикует методические материалы своих учебных курсов на личном сайте. В частности, г-н Фролов опубликовал ценные данные, позволяющие самостоятельно начать использовать доступные у нас аптечные травы в русле практики йоги: асан, пранаям и Шаткарм. По мнению Фролова, область использования трав в русле йоги широка: это и очистительные процедуры, в которых используются противомикробные, противовоспалительные, желчегонные растения, а также модуляторы пищеварения - так и асаны, позы: здесь применяются травы, улучшающие состояние опорно-двигательного аппарата, стимуляторы регенерации хрящевой и соединительной ткани. Не останутся без «травяной поддержки» и пранаямы: тут используются травы-антигипоксанты (адаптирующие мозг к ситуации легкой гипоксии), и медитация, для которой полезны ноотропы, растения для улучшения функций нервной системы. «Травы действительно способны сделать эффективнее все направления йогической практики», утверждает Фролов, и дает конкретные рекомендации (в полном объеме они представлены в его книге «Травы для йогов», изд-во «Ориенталия», 2013 г.). Добавлю личное мнение, что в массе современной литературы по теме трав в йоге именно этот труд можно считать наиболее полезным, т.к. он практически применим: даны конкретные рецепты настоев, с указанием дозировки и приготовления (а без этого перечни «полезных» трав, фактически, бесполезны). Поэтому в данном материале именно опыту А. Фролова уделяется повышенное внимание; для дальнейшего исследования и применения стоит обратить непосредственно к этой книге. По данным Фролова, травы можно использовать, в частности, для балансирования Вата-доши, которая является самой проблемной из трех, т.к. она наиболее подвижна и легко выходит из равновесия. Для гармонизации «Ветра» Фролов предлагает практиковать Басти (йогическую клизму) с настоями трав, произрастающих в Средней полосе России и давно используемых в народном целительстве. Рецепт йогической клизмы «по Фролову» включает «мягчительные», обволакивающие растения: алтей, корень солодки, семя льна, семя подорожника – а также отвары растений с успокаивающим эффектом: пустырник, синюха голубая, сушеница топяная. Важно следовать точному рецепту приготовления (указан на сайте и в книге Фролова). В Индии, в рамках Панчакармы, для клизм используются, естественно, другие травы – но для отечественных практикующих (многие из которые не имеют возможности поехать на юг Индии для этих процедур), очевидно, актуальнее рецепты Фролова. Он, кстати, приводит и другие практически применимые рецепты – например, травы для практики Вамана-дхаути (йогической рвоты). Доктор отмечает, что хотя Вамана-дхаути «по классике» - используя насыщенный раствор соли и соды и эффективна - возможно, также использование настоя особых лечебных трав (в т.ч. при противопоказаниях к обычному солевому раствору). В качестве «травяной» альтернативы российский врач (кстати, как и его зарубежный коллега Сунил Джоши) предлагает использовать для Ваманы лакричный чай или настой солодки; приводит он и более сложный травяной рецепт. Говоря о балансировании Ваты в организме, специалисты отмечают полезное свойство некоторых тамастичных растительных продуктов – таких как асафетида, валериана и чеснок – «заземлять» Вату. Несмотря на то, что это продукты в целом нежелательные в йогической диете, они могут использоваться как лекарство. Говоря о балансе Питты, важным является свойство некоторых трав – например, популярной на Западе травы брахми (индийского щитолистника) - «охлаждать организм». Согревающие же травы, благоприятные для баланса Капхи (принципа слизи, и Тамаса в организме) – аир, асафетида, базилик, валериана, мирра, мускатный орех, полынь обыкновенная, чеснок, шалфей лекарственный, эвкалипт и др. Существуют также травы, которые иногда благоприятно кратковременно применять всем практикующим йогу, которые принадлежат к любым Дошам. Это травы, балансирующие три Доши, успокаивающие ум и укрепляющие нервы: мята, ромашка, фенхель. Такие данные приводит Д. Фроули в своей книге «Йога трав». Аналогично Басти и Вамана-крие, о которых речь шла выше, можно дополнить использованием трав и масел такие практики йоги, как Джала- и Сутра-нети. В классической практике Сутра-нети важно лишь смазывать носовые проходы маслом (обычно миндальным) для облегчения введения шнура (или, в современном виде крии – резинового катетера). В развернутой практике «по Фролову» можно использовать для усиления воздействия масляные извлечения на основе солодки голой, аира болотного и других трав (чабрец, почки сосны, эвкалипт среди прочих). Опять же, заинтересованные могут обратиться к сайту за подробным описанием лекарственного средства, доступного для приготовления в домашних условиях. Еще одна процедура для носа – благоприятно воздействующая также на Аджна-чакру – Джала-нети, подразумевающая в своем обычном виде промывание носа подсоленной водой, тоже может быть расширена с помощью трав. В таком варианте Сутра-нети фактически перерастает в Насью – уже не столько йоговскую, сколько лечебную аюрведическую процедуру. Как отмечает Фролов, в «локализированном» варианте Насьи применяются растения, обладающие дубящим действием: например, корневище лапчатки прямостоячей, корневище бадана толстолистного, кора дуба, кора черемухи, шишки ольхи – а также травы противовирусного действия: корень копеечника забытого или чайного, зверобой продырявленный, репешок аптечный, шалфей лекарственный, кора калины обыкновенной и другие. Эти травы (в дополнение к обязательно в растворе для промывания соли) можно в указанных врачом дозировках применять как для плановой Джала-нети, так и при лечении ОРВИ, воспалений пазух. Известно, что некоторые аюрведические (и не только) травы и препараты заметно повышают гибкость позвоночника и подвижность всего тела, что важно как для совсем начинающих (тело которых зачастую бывает в исходном состоянии «деревянным»), так и для тех «продолжающих», кто стремится достигнуть особого совершенства в практике асан. К таким «гибкостным» снадобьям - по данным известного специалиста Долмы Джангкху – относятся: мирра, шаллаки, гуггул, ниргунди, кава‑кава, куркума, шафран, элеутерококк, дягиль, а также аюрведические смеси «Даша‑мула» и «Трикату». Другое важное направление, по которому можно с помощью трав заметно улучить состояние здоровья для более эффективной практики йоги – пранаяма. Как утверждает Фролов, медицине известно более пятисот трав, произрастающих на территории России, которые обладают антигипоксическим действием - т.е., помогают организму потреблять кислород. В числе других, это манжетка обыкновенная, сушеница топяная, яснотка белая, рябина обыкновенная, липа сердцевидная, мелисса лекарственная, черная смородина и др. Так что вполне возможно составить (даже в домашних условиях, закупив необходимые ингредиенты в аптеке) свой «пранаямный сбор», и употреблять наряду с практикой. Понятно, что ни один описанный в медицинской литературе травяной сбор не обладает каким-то «чудодейственным» эффектом. В отличие от полумифических гималайских тайных сборов, травы для практики йоги не «поднимают Кундалини», не вызывают спонтанное Самадхи. Поэтому, конечно же, даже самые лучшие и правильно употребляемые травы не заменяют регулярных занятий асанами, пранаямами и медитацией. Зато травы могут оказаться тем самым фактором, который скомпенсирует неблагоприятную экологию и эффекты стресса жизни в большом городе, и помогут добиться успеха в практике йоги. Автор: Алексей Соколовский
|
Самые читаемые
Все публикации
- Аюрведический детокс для осени
- Елена Гордишевская: Самое важное в следовании аюрведическим рекомендациям – спокойствие и здравый смысл
- Полезные свойства льна
- Встретим осень c аюрведой!
- Практика применения поющих чаш
- Свойства драгоценных камней
- Травы для йоги: опасности и польза
- Целебные свойства металлов
- Семь дхату
- Ароматериапия при лечении различных заболеваний
- Тридоша во временном пространстве
- Аюрведа для здоровья зубов
- 5 шагов к очищению организма по Аюрведе
- Пища трех гун
- Питание по Аюрведе
- Вата, Питта и Капха в теле человека
- Агни – ключ к здоровью человека
- Целебные свойства цветов радуги в Аюрведе
- Аюрведа и здоровье человека