«Пранаямы должны выполняться ежедневно в саттвическом состоянии ума, так чтобы нечистоты были удалены из Сушумна-нади, и произошло очищение». Сватмарама, Хатха-йога Прадипика. Можно было бы сразу начать наш разговор с описания наиболее мощных, интенсивных дыхательных практик. Но, пожалуй, стоит сказать вот что: ни в одном трактате по йоге не подчеркивается важность ни одной сложной асаны или пранаямы, не дается указаний на стремление к повышению количественных показателей практики любой ценой. Наоборот, как в этом пассаже из бессмертной «Прадипики», раз за разом мудрые йогины прошлого напоминают нам – идущим им вослед в Невыразимое – «качество важнее количества», Саттва дороже Раджаса, самые сложные, самые мощные позы йоги – самые «простые» (Падмасана, Сиддхасана, Пасчимоттанасана, Вирасана и Шавасана). Наули считается королем Шаткарм, а Бхастрика-пранаяма на пару с Нади Шодханой делят пальму первенства в сфере дыхательных техник (по воздействию на организм и прану). Однако, безусловно, такие утонченные пранаямы, как Уджайи и Брамари, напрямую ведущие к достижению Пратьяхары (а за ней и Дхьяны) – нельзя недооценивать. Другое дело что, делая такие техники, мы уже входим в сферу Раджа-йоги, медитации. О Бхастрике мы уже писали в связи с Шаткармами, о Наули вы тоже можете почитать на нашем сайте. Поэтому давайте детально разберем продвинутые варианты Нади Шодханы. Очень важным условием выполнения продвинутых техник пранаямы – я бы даже сказал, критически важным – является Саттвическое состояние ума. Ум должен быть побежден, успокоен, и не скакать с мысли на мысль как «бешеная обезьяна», о которой упоминали многие мастера. Если ум погружен в Тамас (инертность), Нади (пранические потоки) закрыты, энергия не протекает, нечистоты накапливаются. Когда доминирует Раджас, преобладает солнечная энергия, тело сильно разогревается, потеет, эмоции зашкаливают, кажется – вот-вот произойдет чудо или поднимется Кундалини. Но протекание энергии по Сушумне сопровождается полным спокойствием и блаженством – это состояние Саттвы. Достижение этого состояния возможно либо размышлением (Джняна-йога), что под силу лишь единицам среди современных йогов, либо подготовкой тела для долгого комфортного сидения (асаны), и успокоением дыхания (пранаямы, особенно Нади Шодхана, и в меньшей степени Уджайи). Когда одинаково открыты обе ноздри и праны уравновешены, энергия автоматически входит в Сушумну, происходит медитация. Именно в этом истинный смысл практики пранаям, а не в наборе 150 циклов мощной Бхастрики до потери сознания или зубодробительных, предельных задержках (хотя они тоже могут вывести в медитацию, своим нелегким путем)! Всем, кто хочет изучить пранаяму на продвинутом уровне, хорошо познакомиться с наукой Свара-йоги – тантрической наукой о мозговом дыхании или медитацией на дыхании. Это даст действительную глубину дыхательным практикам. Некоторые спонтанно, просто за счет непреклонных ежедневных усилий, выходят на уровень Прана-видьи (непосредственного видения энергий в своем теле, что очень помогает в освоении пранаям). Однако обычно необходима и практика, и теория. Первое, чему стоит научиться для достижения успеха в пранаямах – это определять ведущую (активную) ноздрю: т.к. когда течет правая или левая ноздри, практика пранаямы нежелательна. Иногда можно и менять течение ноздрей, устанавливая среднее течение (в обе ноздри), которое крайне желательно для хорошей практики пранаям продвинутого уровня и также для медитации. Стоит тут упомянуть, что такая тонкая отстройка будет затруднена, если сам образ жизни беспорядочен и не саттвичен, нечист. Употребление любых количеств наркотиков, алкоголя, мяса – а также Раджастический, корыстный подход к йоге, который вытекает из этих нечистот – несовместимы с предельными практиками пранаямы, это опасно для психики и для здоровья. Кроме того, те, кто хотел бы в скорейшее время получить опыты мощных состояний в пранаяме, должны научиться сохранять сексуальную энергию: либо банальным воздержанием и практикой перевернутых асан (Випарита-карани мудра, Сиршасана, Халасана и др.), либо тантрическими (или даосскими) методами. Такие указания приводят многие классические тексты по йоге. Итак, техники Нади-Шодханы для опытных. Нади Шодхана имеет множество условно выделяемых уровней (ступеней) освоения. Каждая ступень обычно занимает месяц-два при ежедневно практике и гораздо больше – при нерегулярной. В практике мы продвигаемся (если нет Гуру, который подсказывает и контролирует) по ощущениям и в том и в другом случае. Мы помним, что пропорции и счет даны нам не для, того что бы разорвать легкие как "баян на свадьбе", а просто для ориентира!
Типичные ошибки, которые допускают в Нади Шодхане даже опытные практикующие: 1) Мы не насилуем дыхание, никакого напряжения быть не должно. Дискомфорта в дыхании и на задержках мы избегаем. Пусть пропорция удлиняется «сама»: вот увидите, в течение месяца (или даже двух недель) ежедневной практики вы будете наблюдать четкий прогресс! Он может колебаться, т.е. в один день пропорция дается легче, в другой – труднее, это нормально и происходит со всеми, так что не упорствуйте, если сегодня «что-то не дышится». При малейшем дискомфорте снижаем длину вдоха, выхода и задержки, а если надо, то и отменяем сегодняшнюю практику. Йог всегда найдет что попрактиковать; настоящие герои иногда идут в обход. 2) Дыхание (если мы не делаем параллельно Уджайи), совершенно бесшумно – сидящий рядом человек не слышит вашего дыхания. Если дыхание чуть затруднено в связи с климатическими условиями – практикуем Джала-нети по необходимости, а также иногда Насью (закапывание 1-2 капель миндального масла в носовые ходы на сон грядущий). Если же проблема в том, что одна ноздря дышит, а другая как бы нет – делаем несколько кругов Капалабхати или Бхастрики, потом Нади Шодхану с базовой, комфортной пропорцией, для уравновешивания ноздрей – а потом уже начинаем свою основную практику. Стоит также учесть, что в связи с циклами Луны, а также погодными условиями (особенно осадки) одна ноздря может сильно доминировать, «хоть убей». Стоит отложить практику на несколько часов, если вам это докучает – а пытаться насильно «выровнять ноздри» нежелательно. Вообще, мастерами не рекомендуется делать интенсивную пранаяму в минуты восхода и заката Солнца, т.к. течение ноздрей в эти моменты не сбалансировано и очень сильно. (Зато можно делать асаны – например, Сурья-намаскар). 3) И еще раз – поддерживаем Саттвическое состояние ума! Фактически, дыхание и ум работают тут в одной связке: если ум неспокоен, об увеличении пропорции можно забыть; а если дыхание не удлиняется, и ум не успокоится – вот такой парадокс. Но на практике проблемы решаются упорством – порочный круг не существует: постепенно и дыхание замедляется, и ум успокаивается. Не стоит делать пранаяму «на рекорд», мы ведь не фокусники, а йоги. В идеале пранаяма практикуется в модусе «Читта Вритти Ниродха» – или Унмани Мудра – в состоянии не-ума. Не думайте особенно ни о чем, сливайтесь мысленно с дыханием. Не проговаривайте про себя даже «вдох-выдох», просто дышите. И тогда все заманчивые обещания Сватмарамы и Патанджали насчет эффектов практик и сиддх вероятно станут потихоньку проявляться в вашей реальной жизни. Только помните: йоги не рассказывают всем подряд ни о своем прогрессе в практике, ни о сиддхах (сверхспособностях), которые могут проявляться и исчезать «волшебным» образом. Ведь мы помним: истинной целью пранаям является самопознание, и только оно, и этого совершенно достаточно.
|
Самые читаемые
Все публикации
- Готовы ли Вы к пранаяме
- Нади Шодхана
- Пранаяма после родов
- Пранаяма для беременных
- Задержки дыхания – йогический путь оздоровления
- Пранаяма как средство от стресса
- Капалабхати
- Видео урок: Пранаяма с Ольгой Булановой
- Пранаямы продвинутого уровня: чтоб сиддхи сделать былью
- Пранаямы основного уровня: дыхание йоги, река жизни
- Положительное действие Пранаямы на организм человека
- Пранаяма: на пути к здоровью и просветлению
- Пранаяма в Кундалини йоге
- Кундалини: дыхание огня
- Ритмическое дыхание йогов
- Удджайи Пранаяма
- Чандра Бхедана Пранаяма
- Сурья Бхедана Пранаяма
- Полное йоговское дыхание
- Искусство вдоха и выдоха
- Тайны дыхания
- Бандхи для сохранения пранической энергии в теле
- Асаны для пранаямы