Пранаямы основного уровня: дыхание йоги, река жизни

Печать

Как известно, дыхательные упражнения йоги – пранаямы – влияют непосредственно на потоки праны, т.е. жизненной силы, в нашем теле. Эта энергия течет в так называемом тонком «праническом теле» (Пранамайя Коша) по особым каналам, которые называются нади («реки»)*, причем не всегда и не у всех одинаково. В применении пранаямы важнее даже не контроль за дыханием (достижение технического совершенства – основной уровень практики), а «удлиннение», расширение праны по всему телу (совершенство энергетическое, качественное – мастерский уровень), то что называется «прана-аямой», и кроме того, «видение» и чувствование потоков праны в своем теле («прана-видья» - уровень адепта, учителя). Т.к. существует множество причин загрязнения пранических каналов, а важнейшие узлы или центры, по которым проходит прана, могут быть ослабленны и «дремать» - или наоборот, быть очищены, активны и сильны – можно говорить также о процессе очищения и пробуждения пранического тела.

В то время как некоторые трактаты утверждают, что Сушумна – центральный канал, по которому восходит самый мощный поток праны, Кундалини – всегда чист,  все же нет сомнений в том, что многочисленые второстепенные каналы (Ида, Пингала и другие, менее значительные) придется очищать. Это можно сравнить с тем, что нам надо приехать в аэропорт и сесть на самолет, но вначале придется попетлять по узким и подчас запруженным потоком автомашин второстепенным улицам, прежде чем мы вырвемся на широкий скоростной хайвэй и помчимся с предельной скоростью.

Техники пранаямы, если говорить коротко, как раз и дают в наше распоряжение методы, которыми мы можем пробудить и направить потоки жизненной силы вначале по второстепенным «улочкам» (многочисленным второстепенным каналам), а затем и по «хайвэю» - Сушумне. Уже в процессе выполнения этой задачи, т.е. задолго до пробуждения Кундалини и тем более достижения окончательной реализации своего потенциала (подъема Кундалини по Сушумне в Сахасрара-чакру), мы сможем реально почувствовать очень положительные и подчас даже удивительные изменения в своем теле, эмоциях и уме (сознании).

Практика пранаямы полезна и нужна не только йогам и тем, кто стремится к духовному пробуждению. Дыхательные техники йоги вначале приносят здоровье (поэтому используются в йога-терапии многих заболеваний), отличное самочувствие и энергичность (поэтому их используют спортсмены), ясность ума и способность убеждать располагать к себе людей, (пранаяма – «секретное оружие» топ-менеджера), а также силу Вивеки («различение») – т.е. видение своих истинных возможностей и целей, а также мотивов и мыслей других людей (поэтому многие мудрецы, «Гуру» - это йоги, достигшие мастерского владения праной). Практикой пранаямы можно также достичь Сиддх – сверхчеловеческих способностей (ясновидение, яснослышание, чтение мыслей, исполнение желаний и т.п.). Достижение духовных или более приземленных целей в пранаяме – остается на ваше усмотрение. Таким образом, мотивация для занятий пранаямой может быть разной.

Трактаты о йоге пестрят восторженными похвалами йогинам, «знающим» (в русском переводе) ту или иную пранаяму: их называют божественными героями, сверхчеловеками, мудрецами и т.п. Однако не надо обольщаться: ведь получение теоретических сведений о какой-либо практической технике еще, конечно, не является ее реализацией. Так, человек, впервые задумавшийся о полете в космос, все еще стоит на земле – ему еще только предстоит проделать фантастически большую работу.

Йог, овладевший даже одной пранаямой в совершенстве (практически, а не теоретически), действительно во многих смыслах «сверхчеловек» и т.п. Такие эпитеты не чрезмерны, однако относятся лишь к тому, кто освоил продвинутые уровни пранаям практически, а не теоретически. Поэтому лучше ежедневно практиковать несколько основных общеизвестных пранаям и добиться в них успеха, чем «научно изучать» по книгам сотни разных  тайных техник управления праной, а практически не освоить ничего. Однако все же следует освоить и базовую теорию пранаямы: строение пранического тела человека (5 видов пран), подробно изучить технику выполнения основных пранаям, мудр и бандх. Кроме того, обычно начинающим требуется 1-3 месяца практиковать пранаямы начального уровня перед тем как перейти к основному. В этот период следует также делать Шаткармы (йогические чистки) и асаны (например, такой комплекс), и в идеале также питаться легко усваиваемой и богатой праной пищей (натуральные фрукты-овощи, деревенское молоко и др.).

Во время болезней, в т.ч. простудных и других заболеваний, приема антибиотиков пранаямы НЕ практикуются. Женщинам во время месячных рекомендуется делать только те пранаямы, которые не вызывают дискомфорта (Уджайи, Нади-шодхана), и не делать бандхи.

Техники пранаям основного уровня:

Капалабхати пранаяма – очистительное дыхание (дословный перевод «просветление черепа»).

Достаточно простая по выполнению техника йоги. Садимся в любую удобную позу с прямой спиной. Пальцами обеих рук можно держать Чин или Гьяна- («Джняна-») мудру. Начинаем делать активные, шумные выдохи через нос; вдох – спонтанный, за счет расслабления живота. Скорость выполнения – примерно 1(для начинающих)-2(для опытных) цикла дыхания (выдох-вдох) в секунду. Можно делать выдохи одновременно с перемещением секундной стрелки наручных часов. Практика традиционно делается в 3 подхода по 20-50 циклов, либо по времени – 5-7 минут с передышками по необходимости. Если техника для вас стала комфортной, увеличивайте количество дыханий в подходе, и также можно делать задержки. Для начинающих рекомендуются задержки на выдохе (т.к. они обладают очистительным эффектом), для опытных йогов – на вдохе (т.к. они наполнят энергией уже достаточно очищенное тело). При задержке на выдохе опытные практикующие делают 3 бандхи («замка»): Джаландхара-бандху, Уддияна-бандху, и затем Мула-бандху – именно в таком порядке: как бы сверху вниз. Снимаем же бандхи снизу вверх – Мула, Уддияна, Джаландхара. При задержке на вдохе делаются две бандхи: Мула-бандха и Джаландхара-бандха.

Агнисара-крия – «очистительное дыхание огня», вызывает усиление обменных и защитных процессов организма, процесса элиминации токсинов, шлаков, а также в целом улучшает пищеварение.

Выполняем медленный глубокий вдох, затем полный выдох. Слегка наклоняемся вперед с опорой на колени (локти прямые). Делаем Джаландхара-бандху, задерживая дыхание на выдохе. Затем начинаем ритмично напрягать и расслаблять мышцы живота, совершая таким образом «взбалтывающие» движения передней стенкой живота вперед-назад* – столько раз, сколько комфортно на задержке (ни в коем случае не делаем «через силу»). Когда задержка дыхания стала дискомфортной, снимаем Джаландхара-бандху. Поднимаем голову и делаем медленный, глубокий вдох. Ждём, пока дыхание придет в норму. Все, это один подход. Начинающие делают 3 подхода по 10-15 «взбалтываний» животом. Продолжающие делают 3 подхода по 30 и больше раз, опытные – по 50-100 взбалтываний животом на комфортной задержке после выдоха.

*«Булькающие» звуки в животе или ощущение, что «передняя стенка живота бьется обо что-то внутри» не являются признаком неправильного выполнения.

Нади Шодхана Пранаяма – техника для уравновешивания потоков праны в теле (используется после практики асан или самостоятельно).

В начале закрываем глаза и в течение нескольких минут выполняем «Йоговское дыхание». Затем приступаем к основной практике. Делаем Насагра-мудру (прижимаем подушечки среднего и указательного пальцев к межбровному центру – Брумадья). Закрываем большим пальцем правую ноздрю и делаем медленный, осознанный вдох через левую. Закрываем левую ноздрю безымянным пальцем (можно при помощи мизинца). Открываем правую ноздрю и выполняем выдох через нее. Снова вдыхаем через правую ноздрю. Перемена пальцев. Выдох через левую. Вдох через левую… и т.д. Полный цикл (круг): вдох через левую ноздрю, выдох через правую, вдох через правую, выдох через левую (после завершения опускаем правую руку).

Когда эта техника стала привычной, переходим на ритмичное дыхание, т.е. подсчитываем длину очередного комфортного выдоха (мысленно проговариваем: «Ом-1», «Ом-2», «Ом-3» и т.д.), и делаем следующий вдох на такое же количество счетов. Если это комфортно – продолжаем попеременное дыхание под счет. Задержки между вдохами и выдохами специально не делаем, но мысленно наблюдаем тонкий момент перехода вдоха в выдох и наоборот. Упражнение надо делать чем дольше тем лучше, без напряжения (3-5 минут минимум, при возможности 21 цикл дыхания и больше). Если правая рука устает, можно поддерживать локоть из-под низа левой рукой, при этом плечи отводим чуть назад и вниз, и расслабляем их.

Бхастрика пранаяма – техника для наполнения энергией. (читайте в предыдущих статьях)

Уджайи-пранаяма– «психическое дыхание йогов» для успокоения ума и достижения концентрации. (читайте в предыдущих статьях)

 

P.S. О значении дыхательных практик в йоге в целом, обзорно об их применении, и о пранаямах начального уровня мы писали в одной из предыдущих публикаций.

 

Автор: Алексей Соколовский

·         Кроме трех основновных, в теле человека еще около 72.000 тонких каналов.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить